Сегодня, 30 января, депутаты думы Нижнего Новгорода включили в список имущества, подлежащего концессии, ливневые и дождевые канализации, а также фонтаны. Городу самому не справиться с восстановлением этой инфраструктуры, уверены парламентарии.
Предложение гордуме поступило от предприятия «Городские инженерные системы» (дочки «Нижегородского водоканала»). Сам водоканал уже взял в концессию на 25 лет городские сети водоснабжения и водоотведения. Предприятие оценило их модернизацию в шесть миллиардов рублей.
Эксперты тогда подсчитали, что за аренду сетей «Водоканал» заплатил бы в городской бюджет больше этой суммы. Прокуратура пыталась оспорить законность соглашения, но безуспешно.
— Сказать, что есть большой положительный результат этой концессии, конечно, нельзя. Но они по крайней мере находятся в стадии развития. Концессия действует около пяти лет, всё работает, проблем больших нет, — рассказал корреспонденту NN.RU зампред думской комиссии по городскому хозяйству, бывший вице-мэр по ЖКХ Александр Котельников.
Теперь список для грядущих концессий депутаты пополнили 540 объектами ливневой канализации и 23 городскими фонтанами. Депутаты хотели ознакомиться с проектами и финансовыми планами соглашений. Глава города Владимир Панов пояснил, что список «увеличили на вырост». По его словам, мэрия еще только разрабатывает условия соглашений, и ни одна концессия не будет подписана без разрешения депутатского корпуса.
— По сетям ливневой канализации разговор шел уже лет пять. Источник финансирования на их восстановление у нас отсутствует, бюджет не может это делать полностью за свой счет. Поэтому то, что сейчас хоть какое-то движение в этом направлении пошло, — это хорошо. Хотелось, чтобы оно дало свой эффект, и предприятие, которое создал «Водоканал», смогло без больших вливаний из бюджета содержать ливневую канализацию, — заметил Александр Котельников. — Насчет фонтанов я ничего не скажу. Это, по-моему, бюджет хочет скинуть с себя нагрузку. Но всё равно фонтаны у нас никто оплачивать не будет, кроме бюджета. А ливневую канализацию частично можно возложить на пользователей, частично — на бюджет.
Депутат успокоил горожан, которые всегда ожидают, что нововведение вызовет повышение тарифов. Пока в действующем законодательстве содержание ливневой канализации жители не оплачивают — платят только юридические лица.
В августе прошлого года, рассказывая о создании «Городских инженерных систем» специально под концессию ливневок, Владимир Панов говорил, что их ремонт обойдется в 600 миллионов рублей. Котельников же уверен, что это потребность лишь одного года работ. А на создание полноценной ливневой канализации в Нижнем Новгороде нужно от 10 до 20 миллиардов рублей.
— Сейчас у нас централизованно, за исключением нескольких объектов в частном секторе, работает фекальная (бытовая. — Прим. ред.) канализация, которая создана в 1970-х годах: центральная насосная станция, дюкеры (трубопроводы. — Прим. ред.) через Оку, большие очистные сооружения на выезде из города в Артемовских лугах. Эта гигантская стройка была осуществлена нашими отцами, спасибо им за это, — рассказал Александр Олегович корреспонденту NN.RU. — Что-то аналогичное нужно сделать для ливневки, ее так же нужно собрать. Лет 10 назад у нас были планы централизованного сбора. Потом мы отказались от этого. Сейчас более актуально развитие нескольких локальных очистных сооружений, то есть на Автозаводе — свои, в Сормове — свои, в Канавине — свои, в нагорной части — свои, может, и не одни. Надо проектировать исходя из возможностей и строить.
Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов (как правило) недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.
По данным «Управления инженерной защиты города Нижнего Новгорода», средняя степень изношенности ливневых канализаций в городе составляет 90% при их общей протяженности в 430 километров. А за последние 20 лет в Нижнем Новгороде новые ливневки не строились.