В России реализуют масштабную программу развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) до 2024 года, разработанную Минэнерго и Минпромторгом. Газ в разы дешевле бензина и дизельного топлива. В стране расширяют сеть заправок, «Газпром» переводит собственный автопарк на ГМТ, к этой программе подключилась «Группа ГАЗ». В 2019 году автогигант планирует поставить для предприятий «Газпрома» свыше 200 автомобилей «Газель» и 113 автобусов.
25 сентября в Нижнем Новгороде проходит совещание «Газпрома» по развитию транспортного парка на газовом топливе. Делегация корпорации во главе с председателем совета директоров компании Виктором Зубковым приехала на Горьковский автозавод — гости посмотрели новую газомоторную технику, а также высокотехнологичное оборудование для газовых заправок.
Экономия до 10 млн рублей в год
Сегодня единица заправки стоит от 16 до 18 рублей, в то время как средняя цена на бензин и дизель колеблется в районе 46–48 рублей, сообщил Виктор Зубков на недавней рабочей встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Это позволяет в 2–3 раза снизить расходы на горючее. Кроме того, ГМТ считается более экологичным видом топлива, его применение позволяет значительно сократить количество вредных выбросов в атмосферу.
«Группа ГАЗ» — ведущая компания в России по производству транспорта на газовом топливе, в том числе — на метане. Автопроизводитель в 2005 году первым в стране начал выпускать газовые автобусы, с 2013 года — легкие коммерческие автомобили на метане. Сегодня модельный ряд газомоторной техники автогиганта включает автобусы всех классов и назначений, легкие коммерческие, грузовые автомобили и спецтехнику на их базе.
Транспорт оснащают газовыми моторами нового поколения, которые выпускают на Ярославском моторном заводе «Группы ГАЗ». Газовые двигатели ЯМЗ-530 — это собственная разработка предприятия, в которую инвестировали 11 млрд рублей. Силовые агрегаты прошли полный цикл испытаний, а все компоненты газовой системы сертифицированы по требованиям Правил ЕЭК ООН и одобрены в странах ЕС. Каждая модель перед запуском серийного производства проходит длительные тесты на безопасность и надежность. Газомоторную технику собирают в одном потоке с бензиновыми и дизельными автомобилями.
Газомоторный транспорт наиболее выгоден с точки зрения трат на эксплуатацию — в этом на предприятии убедились на собственном опыте. Построив в 2015 году газовую заправку на территории автозавода и переведя технологический парк на ГМТ, автогигант получил экономический эффект свыше 10 млн руб. в год, объясняет президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. Именно поэтому расширение линейки газомоторной техники — приоритетное направление для компании. «Группа ГАЗ» активно включилась в программу «Газпрома» по расширению природного газа в качестве моторного топлива. В этом году компания поставит для предприятий корпорации свыше 200 автомобилей «Газель» и 113 автобусов на ГМТ.
— Наши клиенты приобретают не эмоции, не красоту, как в легковом транспорте, они покупают выгоду. А газ — это самый экономичный вид топлива. Для нашей страны с огромным национальным богатством в виде газа это оптимальный вариант для владельцев коммерческой техники. Единственное ограничение — необходимость расширения заправочной инфраструктуры. Думаю, сегодняшнее совещание и серьезный разговор на эту тему позволят принять правильные решения, и сеть газовых заправок будет расширяться, — считает Вадим Сорокин.
Заправок станет вдвое больше
У федеральных властей серьезные планы по развитию автотранспорта на газомоторном топливе, которое действительно невозможно без расширения сети заправочных станций. Правительство выделило в этом году 3,3 млрд рублей на строительство заправок. Уже в следующем году их станет в 2 раза больше, чем в 2015. «Газпром» работает над развитием газовой инфраструктуры в стране.
Исполнительный вице-президент «Группы ГАЗ» по газомоторной стратегии и развитию Сергей Арзуманов рассказал, что вместе с партнером — компанией РМ-КПГ — «Группа ГАЗ» производит на нижегородской площадке газозаправочное оборудование.
— Это и автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), и газораспределительные колонки. На сегодняшний день у нас есть основной партнер — дочернее предприятие ПАО «Газпром» — «Газпром газомоторное топливо», который работает над развитием газовой инфраструктуры в стране. Мы со своей стороны как машиностроители полностью готовы к обеспечению потребителей и газомоторной автомобильной техникой, и заправочными решениями. Теперь вопрос за правительством в том, чтобы не ослаблялось субсидирование в данном направлении. И еще важно, чтобы владельцы ритейловых сетей активно входили в этот бизнес, — отмечает он.
В компании РМ-КПГ работает конструкторское бюро, есть собственное высокотехнологичное испытательное оборудование. Производство ведется с учетом лучших мировых компетенций и лучших мировых практик. По планам «Газпрому» поставят в этом году 12 комплектов для АГНКС и 60 колонок для газомоторных станций, которые производят на площадке Горьковского автозавода.
«Группа ГАЗ» производит широкий спектр транспорта с газовыми и битопливными двигателями:
газомоторные автобусы всех классов и назначений: туристические, городские, пригородные, школьные — в общей сложности 16 моделей автобусов CNG вместимостью от 22 до 201 пассажира;
коммерческую технику: легкие коммерческие автомобили, грузовики на газомоторном топливе, спецтехнику на их базе;
газовые двигатели для грузовой и пассажирской техники.