Уважаемые читатели, мы продолжаем наполнять нашу рубрику «Живые люди» новыми материалами про нижегородцев с необычными увлечениями, которые переросли из хобби в настоящее жизненное кредо. На этой неделе нашей героиней стала прекрасная девушка Гала Кононенко, которая уже несколько лет профессионально занимается столярным ремеслом. У нижегородки есть собственная мастерская, где она создаёт различные авторские изделия — Гала не боится трудностей, а ратует за красоту, поэтому во многих своих работах использует эпоксидную смолу. Плюс ко всему, девушка ведёт про свою деятельность блог в Instagram.
Нижегородка искренне рассказала, почему считает столярку своим предназначением, как близкие и знакомые относятся к такому ремеслу, и самое интересное — заверила, что новым инструментам радуются не только мужчины.
— Гала, расскажите о себе — как пришли к столярному делу, казалось бы, привычно мужскому занятию? Кем работали и чем увлекались до этого?
— По образованию я архитектор, долгое время занималась архитектурным проектированием и дизайном интерьера. Но всю свою жизнь я делала что-то руками, пилила с папой на даче — первые уроки по столярке получила от него. На прежней работе мой мир был сосредоточен за монитором компьютера, и в какой-то момент мне там стало очень тесно, поэтому я решила подвигаться.
Нашла в Нижнем столярный коворкинг, с него и началось моё движение. Пришла туда с палкой и идеей — с минимальным багажом знаний вообще. Потом всё это вылилось в профессию, сейчас у меня уже своё производство.
— Давно работаете в этом направлении, есть ли серьёзные изменения в подходе к работе и есть ли куда расти?
— Серьёзно столяркой я занимаюсь около 3 лет, но первые шаги были сделаны намного раньше, конечно. За это время я выросла в профессиональном плане, много узнала. Тут я занимаюсь именно тем, что мне интересно — знаю не только много практики, но и теории. В общем, матчасть я изучила на пятёрочку, взять хотя бы то, что касается эпоксидной смолы.
Развиваться, конечно, можно, очень большие перспективы в бизнесе. Такие изделия очень популярны сейчас. У меня в планах наращивание оборотов, расширение производства и географии заказчиков — в ту же Москву я достаточно много произвожу.
— Эпоксидная смола — что она из себя представляет, как с ней работать?
— Это полимер, представляющий собой двухкомпонентное вещество. Компонент А — сама смола, компонент Б — отвердитель. При их смешивании происходит экзотермическая реакция с выделением достаточно большого количества тепла, и под воздействием этой высокой температуры смесь становится плотной. Сначала жидкость, затем достаточно прочный материал. Полимеризация эпоксидной смолы происходит примерно за сутки, после чего её можно обрабатывать, полировать, и, в общем-то, она превращается в готовое изделие.
— Немного про материалы, с которыми работаете. Какие породы деревьев больше предпочитаете?
— Говоря про столешницы из эпоксидной смолы, они очень красиво смотрятся со слэбами с необрезным краем. Если по породам — карагач, он же вяз, он же ильм. Это дерево классно выглядит по текстуре, по плотности чуть-чуть уступает всем известному дубу, но это практически незаметно. Как по мне, карагач богаче по расцветке, структуре и рисунку волокон.
Также работала с натуральным венге, сосной, с достаточно редким деревом под названием зирикот — привезли откуда-то с Карибских островов. Короче, всё плотное дерево — это мой клиент.
— Как семья и близкие относятся к такому занятию, как реагируют новые знакомые?
— Моя семья меня во всём поддерживает, папа гордится. У него сосед по деревне — столяр с многолетним опытом, очень взрослый мужчина. Как-то я что-то пилила за закрытой дверью, он пришёл и говорит папе: «О, у тебя напарник?» Тот ответил, мол нет, дочка. Сосед удивился: «Как дочка?! Мне бы такого сына, а то он такой балбес, не занимается этим».
На самом деле, я это делаю для себя в первую очередь, потому что мне искренне нравится это ремесло. Я к нему шла долгие годы, все увлечения сошлись в одну точку, и родилась столярка в моей жизни. Мои близкие видят, что я счастлива, что мне комфортно, и поэтому рады, поддерживают. Любимый подарок для меня от родителей или друзей — это карточки из магазинов инструментов. Любой девочке новые штучки хочется, побрякушки, шуроповёрт — я реально не шучу, хочу новую шлифмашинку или новый шурик, или какой-нибудь фрезер.
— Отдельно про блогинг — почему решили раскручивать свой аккаунт в Instagram, а не просто сосредоточиться на изделиях? Это пиар или больше для души?
— Изначально я начала вести блог, чтобы показать людям — девушка тоже может заниматься чем-то необычным, достаточно интересной профессией. И для того, конечно же, чтобы продавать свои изделия, почему нет. Дело в том, что мне хочется делать жизнь людей красивее, хочется наполнять их дома классными вещами — искренне, правда. А чтобы это сделать, нужно, чтобы обо мне узнали. Мне кажется, Instagram — это самый быстрый способ, поэтому стараюсь развиваться как блогер.
Вообще, первым делом я училась на роликах в Youtube и том же Instagram, была подписана на многих мастеров, узнала от них кучу фишек. Я никогда не ходила ни в какую столярную школу, хотя, скорее всего, мне бы это очень пригодилось, потому что мои друзья-столяры знают намного больше меня. Всё изучаю постепенно, сама — в блоге также делюсь, что узнала какие-то новые фишки. Мне девчонки пишут по поводу мастер-классов и обучения. Думаю, мне было бы интересно организовать какой-то большой цикл обучения — сейчас это всё в качестве идеи.
— Есть какие-то определённые сложности в работе с деревом или, если руки из того места, то всё хорошо?
— Проблемы возникают и довольно часто. В основном — это трещины, о которых ты не и догадываешься. Я часто сравниваю дерево с тушкой рыбы, потому что ты видишь только оболочку, а когда разделываешь, получается филе, очень красивое, со своей структурой. Кстати, похоже на волокна, как у рыбки. Когда покупаешь кусок деревяшки, не знаешь, что там скрыто — может есть сучок, который вылетит и станет дефектом или, наоборот, украсит композицию. Со временем опыт приобретается, но тем не менее дерево — это сюрприз.
Кроме того, дерево ведёт себя по-разному — может скрутиться, изогнуться, хотя покупаешь ровную доску. Нужно уметь с этим работать. Мне кажется, что профессионала отличает не то, как он красиво что-то сделал, а как справился с проблемой.
— Сколько времени уходит на одно изделие?
— Рассчитать время работы над каким-либо изделием довольно сложно, потому что частенько возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, и это порой очень сильно увеличивает процесс производства. Опять же, многие материалы имеют свой цикл — к примеру, когда я заливаю что-то эпоксидной смолой, приходится оставлять изделие на сутки и заниматься чем-то другим. Поэтому посчитать довольно проблематично.
— Вопрос по финансовой части. Какова цена таких авторских изделий?
— Все мои работы имеют достаточно высокую стоимость, и в основном это обусловлено высокой ценой за материалы. Массив дерева — дорого, эпоксидная смола — очень дорого. Нужно с ней работать аккуратно, потому что если зашкварить даже килограмм, то это уже ударит по моему бюджету — я же не закладываю деньги на косяки!
В цену изделия входит не только моя работа, но и аренда помещения, износ оборудования, электричество, маркетинг и т.д. В каждом случае всё высчитывается индивидуально, но могу сказать, что, к примеру, 1 кв. м столешницы с эпоксидной смолой стоит 60 тысяч.
— Считаете ли вы, что то же столярное дело или прочие подобные профессии и девушки — это несовместимо? Или это стереотип?
— Да, мне кажется, это стереотип, потому что столярка ничем не отличается от готовки дома. Вот есть доска — что, я не могу её поднять, не могу обработать? Конечно, столешницы очень тяжёлые, но если я не могу что-то перенести сама, мне помогают.
Да, это пыльное занятие, грязное, но есть средства защиты. Всё на самом деле окей, это не опаснее, чем варить суп — дома тоже можно обжечься. Разумеется, в мастерской ко всему нужно подходить с головой, здесь много опасных инструментов. Каждый раз, когда подхожу к какому-то крутящемуся элементу, раз десять повторяю технику безопасности как мантру. Всё-таки руки — это красиво, надо, чтобы они были целые (смеётся. — Прим. ред.).
От работы с деревом, пылью, лакокрасочными материалами очень портятся кожа, волосы и ногти. Я слежу за собой, тонны масок просто выливаю, чтобы просто сохранить кожу в её нормальном состоянии. Маникюр — постоянно. Это даже удобнее, потому что ногти становятся плотнее, и можно с их помощью что-то отодрать. Но бывает, что руки не отмываются, что тут поделать — такая профессия.
— Гала, расскажите подробнее про свои планы по дальнейшему развитию производства. Так и останется небольшая авторская мастерская или будете расширяться?
— Со временем развития меня в профессии происходит трансформация от простого мастера в человека-организатора. К сожалению, мы ограничены 24 часами в сутках, а задач всё больше и больше.
На данный момент я принимаю достаточно большое участие в процессе производства, но в планах у меня остаться только на разработке прототипов изделий. Вообще хочу уйти в серийное производство, но индивидуальные изделия, конечно, тоже оставлю. Просто хотелось бы остаться на функциях контроля, логистики и организации. Думаю, что всё получится — главное, я это вижу. Очень много в жизни реально!