Десятилетний внук жительницы Дзержинска жил с ней после смерти матери. Но отец забрал сына и уже несколько лет, по ее словам, измывается над мальчиком. Бабушке поначалу удалось ограничить зятя в родительских правах, но через череду судов он вернул себе сына. Все уровни властей, на беду ребенка, разводят руками — законный представитель.
Мама мальчика умерла пять лет назад. Тогда он остался жить у 67-летней бабушки Веры Мишиной. Всё это время отец Дмитрий Видяев материально не помогал ей. Но через год он забрал сына. И за месяц жизни с отцом ребенок изменился — стал замкнутым и затравленным. Когда женщина заметила на теле мальчика следы побоев, забила тревогу.
— У ребенка были оторваны уши, синяки, шишки. Когда папа прибил ребенка и у него была большая ссадина на коленке, он сказал, что ребенок упал с кровати. Но он признался: «Это папа бил меня пряжкой», — рассказала бабушка журналистам программы «Постскриптум с Алексеем Пушковым».
После очередного рукоприкладства отца оштрафовали на 5 тысяч рублей по статье «Побои», а затем суд ограничил его в родительских правах. На руках у бабушки целая кипа документов — фотографии, ответы из различных инстанций, в том числе заключение судебной психолого-педагогической экспертизы в отношении зятя:
«Учитывая такие индивидуально-психологические особенности отца ребенка, Видяева Д. Н., как вспыльчивость, агрессивность, проявление взрывных реакций в конфликтных ситуациях, возможно проявление действий агрессивного характера в ситуациях непослушания ребенка, что является опасным для здоровья ребенка».
Дзержинский суд, а за ним и апелляционный суд Нижнего Новгорода ограничил общение Дмитрия Видяева с сыном. Бабушка оформила над внуком опеку. Но кассационный суд неожиданно отменил это решение. Хотя за несколько дней до судебного заседания мальчик написал в опеку Дзержинска, что боится жить с папой и просит его вернуть бабушке.
Два года назад ребенок попросил Веру Мишину записать и отправить видеообращение к президенту.
— Дорогой Владимир Владимирович Путин! Пожалуйста, сделай так, чтобы никогда я у папы больше не жил. Папа меня бил ремнем. И вот у меня на ноге остался большой шрам, — рассказал мальчик.
Но ничего не изменилось. И в школе № 9, где учится ребенок, и в органах опеки уверяют, что действуют в соответствии с законом, а по закону официальным представителем ребенка является отец. Вера Мишина уверена, что зятю нужна только детская пенсия по потере кормильца и доля в квартире матери. Все попытки бабушки встретиться с внуком оказываются тщетными.
— Мне мало интересно, что вы хотите, Вера Георгиевна, — заявляет зять.
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области готова помочь только с оформлением документов.
— Если бабушка обратится к нам в аппарат, ей будет оказана правовая помощь при подготовке документов для обжалования судебного решения, — ответила Маргарита Ушакова журналистам ТВЦ.
В аппарате Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Анны Кузнецовой ответили, что находятся во взаимодействии со всеми сторонами конфликта.
— Очень важно найти наилучшее решение в интересах ребенка. Дело остается на контроле федерального аппарата Уполномоченного по правам ребенка до его урегулирования, — написала пресс-служба.
Вера Мишина готовит кассационную жалобу в Первый кассационный суд Саратова, в компетенцию которого входит рассмотрение жалоб на судебные решения, принятые в Нижегородской области. Но ее внуку уже исполнилось 10 лет, а это значит, что его мнение должно быть принято во внимание.
Обновление 16.11: представитель Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области заявила NN.RU, что омбудсмен Маргарита Ушакова внимательно следит за ситуацией и готова помочь Мишиной не только юридически. Она предоставила NN.RU комментарий Ушаковой.
— Как известно, эпизод с физическим воздействием со стороны отца был зафиксирован в 2018 году. Ребенок после этого жил у бабушки и был по решению суда передан в семью папы совсем недавно. Семья отца сейчас находится под наблюдением органов опеки и социального патруля, работающего в Дзержинске. Сигналов о том, что ребенок подвергается насилию, не поступает. Мониторинг ситуации ведется едва ли не ежедневно. При этом, если бабушка обратится к нам, чтобы подготовить документы для обращения в суд, мы окажем ей юридическую помощь, — цитирует представитель Ушакову.
Видео с 29:19:
В то же время известны случаи, когда детей оставляли в семье, даже если им угрожала опасность. Так, жена Олега Белова неоднократно обращалась в полицию с жалобами на издевательства мужа. Несмотря на сигналы, в том числе от бабушки, органы опеки даже не ставили вопрос и об изоляции детей от родителей. Два года назад отец семейства убил и расчленил всю свою семью, а потом и бабушку. Нижегородский областной суд приговорил Белова к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, а также к принудительному лечению у врача-психиатра.