Вот уже несколько дней, как на улицах Нижнего Новгорода можно заметить необычные автомобили от Делимобиля. К каршерингу жители давно привыкли — сервис в городе уже три года. Теперь же появились экологичные машины, которые ездят на метане. Это новый проект Делимобиля. Зачем они нужны и как это отразится на пользовании сервисом, рассказали директор по стратегическим проектам Делимобиль Дарио Пелаццо и начальник отдела по связям с общественностью и СМИ «Газпром Газомоторное топливо» Михаил Лебедев. Компания стала техническим партнером проекта.
Загрязнение воздуха в 9 раз ниже
— Дарио, расскажите, в чём заключается ваш экологический проект?
Дарио Пелаццо: В Нижнем Новгороде мы переоборудовали порядка 150 автомобилей — теперь они битопливные, то есть могут ездить на двух видах топлива: бензине и метане. В первую очередь автомобили используют газ для движения. Если он заканчивается, машина плавно и незаметно для клиента переходит на бензин. С помощью специального фильтра в нашем приложении пользователи смогут выбирать, на каком автомобиле они хотели бы поехать: газомоторном или обычном. Физически заправляют автомобили метаном наши специалисты, не клиенты.
Смотрите интервью с Дарио Пелаццо и Михаилом Лебедевым об экологичном проекте.
— Почему для этого проекта вы выбрали именно Нижний Новгород?
Дарио Пелаццо: Нижний Новгород — это очень важный для нас город, который интересуется технологическими прорывами и разработками. Это мегаполис, где есть развитая инфраструктура для использования экологического топлива. Так, при населении чуть больше миллиона здесь есть 6 АЗС для заправки машин метаном. Не каждый миллионник может этим похвастаться. Нижний Новгород, пожалуй, претендует на статус самого легкого на подъем города с точки зрения цифровизации и внедрения экопроектов.
— Михаил, «Газпром Газомоторное топливо» оборудовал автомобили для работы на метане. Расскажите, в чём особенность этого топлива?
Михаил Лебедев: У метана целый ряд преимуществ. В первую очередь это экономичнее в 2–2,5 раза, чем бензин или дизель. Во-вторых, экологичнее. Автомобиль на метане выбрасывает в атмосферу в два-три раза меньше окиси углерода, на 90% меньше азота, чем дизельный двигатель. В выхлопах газового транспорта нет сажи и соединений серы, что в целом в 9 раз снижает задымленность и загрязнение воздуха, а это здоровье жителей.
Даже безопаснее бензина
— Почему вы решили перевести автомобиль именно на метан?
Дарио Пелаццо: Как компания с европейским корнями мы очень думаем об экологии. Сам каршеринг — экологический проект, потому что позволяет сократить количество автомобилей на дорогах — каждым нашим автомобилем ежедневно пользуется 7–10 клиентов. И только тогда, когда им действительно нужно передвигаться. Вместо, только подумайте, 7–10 личных автомобилей, которые большую часть времени или будут стоять в пробках, или ржаветь в гаражах и на парковках. Следующим нашим шагом стал переход в качестве эксперимента на экологически чистое топливо. У метана на данный момент лучшие показатели. Он намного чище, чем бензин. Даже в сравнении с электромобилем автомобиль на метане намного чище.
— Кто занимался переоборудованием этой партии машин?
Дарио Пелаццо: ГК «АТС», они являются партнером компании «Газпром газомоторное топливо» и уже давно обеспечивают качество оборудования, выполняемых работ и монтажа и наличие опыта реализации подобных проектов с крупным автомобильными брендами и автосервисами.
— С какими сложностями вы столкнулись в этом проекте?
Дарио Пелаццо: Оказалось, что обычный человек не различает метан и другие виды газового топлива, например, путает с пропан-бутаном. Или вообще для него всё газомоторное топливо примерно одинаково. Метан по его характеристикам нельзя сравнивать с ними. Машина на метане намного более безопасна, чем на бензине и пропан-бутане, так как метан очень легкий и не оставляет за собой выбросов соединений свинца и вредных газов, которые загрязняют воздух.
Михаил Лебедев: МЧС России присудило метану четвертый, наивысший, класс безопасности, при этом у бензина — только третий. А у пропан-бутана — второй. Плюс метана как газа в его летучести. Метан максимально быстро рассеивается. Ни воспламеняться, ни взрываться там нечему. Запас прочности баллонов — до 800 атмосфер. В экстремальных ситуациях баллон с метаном — последнее, что может разрушиться в автомобиле. Показательно, что и «Газпром» с 2014 года переводит технику на метан — на нём работает уже 58% автопарка.
— А какие у Делимобиля планы по развитию этого проекта?
Дарио Пелаццо: На данный момент мы переоборудовали почти 50% парка Нижнего Новгорода. Если проект покажет хорошие результаты, мы будем рассматривать запуск таких же пилотных проектов в других городах. Следующий наш фокус — запустить проект в Туле.
Поделимся экономией с клиентами
— Как изменится пользование сервисом для клиентов с появлением битопливных автомобилей?
Дарио Пелаццо: Метан — более экономичное топливо. Экономика переоборудования автомобилей достаточно сложная, но она позволит нам снизить цены до 10% в сравнении с «бензиновым» тарифом.
Вот что ответили Дарио Пелаццо и Михаил Лебедев на вопрос о выгоде каршеринговых автомобилей на метане для пользователей.
Недавно Делимобиль ввел систему рейтинга пользователей, который при наилучших параметрах дает наименьшую цену на поездки, а с учетом скидки при бронировании битопливного автомобиля общая выгода может составить почти 50%. Но для этого, конечно, надо быть очень ответственным и аккуратным водителем и не нарушать правила.
И это очень своевременно, так как люди в условиях пандемии и ограничительных мер стали чаще брать автомобиль в более длительные аренды.
— Кстати, безопасно ли в принципе пользоваться каршерингом в условиях пандемии? За последний год ситуация сильно изменилась, и теперь это основной вопрос.
Дарио Пелаццо: Как только начались проблемы с коронавирусом, мы стали мыть наши машины в 3–4 раза чаще, чем делали год назад, и обрабатывать все контактные поверхности автомобиля вирулицидными средствами. Поэтому можно быть абсолютно спокойным, арендуя каршеринговую машину, она будет тщательно продезинфицирована. Каршеринг сохраняет свободу передвижения, при этом также обеспечивает социальную дистанцию. Но мы по-прежнему просим наших клиентов относиться очень внимательно к мерам профилактики, носить маски и беречь себя.
«Делимобиль» — сервис каршеринга, открытый в 2015 году. Объединив в себе передовой опыт каршеринга стран Европы, Делимобиль стал частью транспортной инфраструктуры городов. Насчитывает около 15 тысяч автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Туле. По данным исследования Роскачества в 2020 году, Делимобиль признан лидером по параметру «Удобство пользования» среди мобильных приложений российский каршеринговых компаний.