Уже 60 лет прошло после первого полета Юрия Гагарина на знаменитом корабле «Восток-1». Имя космонавта стало символом подвига, олицетворением мужества и решимости, примером для подражания ну и, конечно, новым лицом русских для всего остального мира.
Тогда же, 60 лет назад, десятки тезок Гагарина по-особенному гордились незнакомым, но таким родным советским летчиком. Как минимум одному из них удалось встретиться с космонавтом лично. О малоизвестном визите летчика Гагарина к автослесарю Гагарину в Горький — в материале NN.RU.
Горьковчанин Юрий Леонидович Гагарин родился в 1926 году. Воевал, награжден медалями Ушакова, Нахимова, а также орденом Отечественной войны II степени. После демобилизации в 1950 году вернулся на родину и пошел на Горьковский автозавод. Молодого 24-летнего фронтовика взяли в цех сборки «Побед». Уже через некоторое время его повысили, и он возглавил бригаду слесарей-дефетчиков.
Черная «Волга» из спецпартии
В это время как раз началась разработка принципиально новой модели — ГАЗ-21 «Волга». Машина должна была быть престижной, но при этом более доступной, чем «Победа». Уже в 1956 году она встала на конвейер и довольно быстро стала мечтой советских автомобилистов.
Через пару месяцев после возвращения на Землю космонавт Юрий Гагарин направился в ГАИ сдавать экзамен на права. К этому времени, как гласят легенды, у Гагарина уже были другие авто: выделенные властями служебная «Чайка» и военный «козел» — ГАЗ-69. Позже в его гараже появились две новеньких «Волги»: бежевый и черный ГАЗ-21.
Есть несколько версий о том, каким образом седан с номерами «78–78 МОД» оказался у Гагарина. По одной, машину он приобрел сам за полученную премию в размере 15 тысяч рублей. По другим данным, председатель президиума Верховного совета СССР Леонид Брежнев лично презентовал авто космонавту за высокие достижения перед Союзом.
«Волга» Гагарина была из спецпартии — ее отличал более качественный салон небесно-голубого цвета с индивидуальной отделкой и дополнительные хромированные детали снаружи. Этот автомобиль до сих пор стоит в музее космонавтики в Москве. Наталья Гагарина — дочь нижегородца Юрия Леонидовича — называет третью версию и утверждает, что первому космонавту вручило машину руководство ГАЗа.
Косвенно это подтверждает наша история. Подарок завода вполне мог быть поводом для визита Юрия Гагарина на Горьковский автозавод в 1963 году, чтобы лично поблагодарить рабочих за свою машину.
Эта встреча была «подарком судьбы»
К приезду космонавта 9 февраля на заводе организовали торжественный митинг и подготовили памятный подарок — статуэтку знаменитого оленя, сувенирную копию тех, что ставили в те годы на капоты машин.
— Из-за полного совпадения имени и фамилии руководство ГАЗа посчитало символичным, что подарок вручит мой папа. Его попросили, и он с радостью согласился. Отец был замкнутым человеком и не поделился с нами своими эмоциями. Но в газете «Автозаводец» написали, что эту встречу он назвал подарком судьбы, — вспоминает то время Наталья Гагарина.
Два Гагариных побеседовали несколько минут. После этого космонавт оставил автограф на семейной фотографии горьковских Гагариных. Супруга заводчанина очень жалела, что ее мужу не удалось пригласить прославленного однофамильца в гости и угостить фирменными пирогами. Гагарину нужно было бежать в недавно открытый Дворец культуры на встречу с другими жителями района.
Трагическое пересечение судеб
После встречи автозаводец Гагарин перешел на работу в конструкторско-экспериментальный отдел. Он стал слесарем по доводке двигателей. На заводе в это время начали осваивать новый тип силовых установок — V8 объемом пять с половиной литров, предназначенный для правительственных «Чаек». Гагарин из Горького участвовал в испытания моделей, обычно проходивших в Крыму и на Кавказе. В марте 1968 года Юрий Леонидович отправился на испытательный полигон во Владимирской области для тестирования новых машин завода.
Юрий Гагарин, первый человек Земли, побывавший в космосе, погиб 27 марта 1968 года в возрасте 34 лет в авиационной катастрофе вместе с летчиком-инструктором Владимиром Серёгиным вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин выполнял тренировочный полет на самолете МиГ-15УТИ. Газеты сообщили о гибели Гагарина и Серегина только 29 марта 1968 года.
— Не знаю, может, это какое-то мистическое совпадение, но в день гибели Гагарина папа как раз был во Владимирской области на испытаниях. Он рассказывал, что через несколько дней оказался на месте падения самолета и видел воронку от удара МиГа. Так их судьбы пересеклись во второй раз, — вспоминает о тех событиях Наталья Гагарина.
28 марта состоялась кремация останков Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Урны с прахом погибших захоронены в Кремлёвской стене. Нижегородский Гагарин пережил знаменитого тезку на 49 лет — ветеран войны и заслуженный сотрудник Горьковского автозавода скончался на 92-м году жизни 12 ноября 2017 года.