На 21-летней сироте Лилии Лесковой из Нижнего Новгорода висят долги по коммуналке за квартиру, в которой она не живет с шести лет. Задолженность образовалась из-за того, что лишенная родительских прав мать не платила по счетам ЖКХ. Решать проблему девушке приходится через суд.
Лилии не повезло с родителями. Отца она не знала, а мать вела аморальный образ жизни — пила, бродяжничала, оставляла дочку голодать по несколько дней. В итоге малышку отправили в детдом, а потом передали опекуну. До двадцати лет Лилия считала, что с неблагонадежными родственниками ее ничего уже не связывает. Но прошлое напомнило о себе неожиданно — в виде долга за коммуналку.
В январе 2020 года с ее карты, на которую приходила социальная стипендия, списалось 5 тысяч рублей. В банке девушке сообщили, что деньги под арестом у судебных приставов. Их забрали за неуплату услуг ЖКХ по квартире, в которой она не была с детства. Всего за жилье накапало более 400 тысяч рублей долга.
— Это за муниципальную квартиру. Ее от администрации получила мама по договору соцнайма. Когда ее лишали родительских прав, меня оттуда просто не выписали, — поясняет Лилия. Обязанности по погашению легли на всех прописанных в квартире, в том числе на девушку.
Сейчас Лилии 21 год. Она студентка медицинского колледжа. У нее своя однушка, выбитая у государства через суд по праву сиротства. Тем не менее с девушки списывается 50% со стипендии в счет долгов за чужой дом. Бывшая мать, кстати, по-прежнему там живет и не платит.
— Также я ходила в отдел опеки Автозаводского района, спрашивала, как мне быть в этой ситуации. Мне там сказали, что нужно заплатить ее долги, — жалуется Лилия.
Сиротские долги — системная проблема
По закону за детей-сирот положена денежная компенсация (ЕДК) для оплаты коммуналки, чтобы не возникало проблем с долгами. Но есть один момент: если задолженность за ЖКХ всё же набегает, а квартира неприватизированная, то обязанность платить по счетам ложится на всех совершеннолетних жильцов с пропиской. Бьет такая система прежде всего по сиротам. Их бывшие папы и мамы копят долги по ЖКХ. Детей своих, отданных в детдома, из квартир они не выписывают. А, повзрослев, те должны доказывать, что долги их бывших родителей к ним не относятся. И происходит это, как правило, в судебном порядке. Такая вот коммунальная круговая порука.
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова рассказала, что ей часто приходится сталкиваться с ситуациями наподобие Лилиной. Но даже при ее обращении о списании задолженности или хотя бы пеней с детей-сирот коммунальщики не всегда идут навстречу.
— Одним из способов решения данной проблемы может быть принятие нормативно-правового акта, предусматривающего ответственность муниципалитетов и поставщиков коммунальных услуг за образование задолженности за ЖКХ по жилью, закрепленному за детьми-сиротами, — предлагает Маргарита Ушакова. — Задолженность по муниципальным жилым помещениям должна стать проблемой муниципалитетов и поставщиков коммунальных услуг, а не детей-сирот и их опекунов.
Что дальше
У Лилии проблема еще далека от разрешения. Сейчас она судится с Газпромом, пытаясь в судебном порядке списать долг перед компанией, накопленный бывшим родителем, в размере 28 тысяч. Но пока решения выносятся не в пользу девушки.
— Суд исходит из того, что долг образовался в момент, когда Лилия была прописана в квартире и могла там проживать, — комментирует ее адвокат Екатерина Горева.
Девушка планирует добиваться, чтобы задолженность была аннулирована полностью. С бывшими родственниками пытаться решать проблему бесполезно — мать не собирается никак участвовать в судьбе дочери.
Воспитанникам детских домов полагается жилье от государства. К сожалению, некоторые чиновники сильно экономят на нем. Из-за некачественной работы и материалов в таком доме может появиться плесень.