Город мнение Экскурсовод Александра Шарова: провалиться в кроличью нору времени на улице Невзоровых

Экскурсовод Александра Шарова: провалиться в кроличью нору времени на улице Невзоровых

Ностальгический пост о домах, которые перестали замечать нижегородцы

Дом расположен недалеко от центра Нижнего Новгорода

Новые поколения нижегородцев привыкли не обращать внимания на старинные деревянные дома, даже не подозревая, что эти здания были победителями архитектурных конкурсов. Каждый такой дом — это история нескольких поколений, вплетенная в историю города и страны. Экскурсовод, директор компании «Нескучный Нижний» Александра Шарова побывала в старинном доме на улице Невзоровых и написала сентиментальный пост.

— Нанести себе душевную травму.

Поехать в гости, а провалиться в кроличью дыру времени.

Обеспечить себе бессонную ночь между «сегодня» и «позавчера».

Все это у меня получилось вечером совсем неподалеку от центра города на улице Невзоровых. В двадцатых годах стало общепринятым проводить архитектурные конкурсы. Проезжая по «Белинке» мимо красно-коричневых и довольно ветхих двухэтажных деревянных зданий, заросших неухоженными кустами сирени, никто и не догадывается, что это победители первого в Нижнем архитектурного конкурса. Конкурса на застройку квартала коммунальных домов, который проходил в 1924 году.

Прекрасное жилье для людей — в доме четыре просторные трехкомнатные квартиры с отдельными входами, небольшой садик у дома, вода и туалет (это было еще в диковинку!). А еще сараи с погребом во дворе. Соразмерное, уютное пространство для человека, который не привык жить в каменных «человейниках», а хочет жить в теплом дереве, видеть зелень за окном, а по утрам слышать пение птиц. И в конкурсном задании «деревянные, двухэтажные дома с небольшим количеством архитектурного оформления».

Это не просто старая рухлядь, которая занимает прекраснее место в центре города, а кооператив «Красный просветитель»! Вслушайтесь еще раз. 1924 год! «Красный просветитель»! И в дате и в названии целая эпоха.

В одной из этих квартир мы допоздна засиделись за чаем. В прошлом году умерла хозяйка квартиры Галина Михайловна Артемьева, которая тут родилась и прожила всю свою 90-летнюю жизнь.

Моя семья постоянно переезжала. К 20 годам я успела пожить в четырех городах и шести квартирах. И при каждом переезде мы не брали с собой почти ничего. Может, потому, что не было у нас дорогих и основательных вещей... В Горький (сначала автоматически написала Нижний Новгород) приехали, когда мне было 12 лет с одним контейнером — пианино и библиотека и два чемодана одежды на троих. Даже ложки-вилки покупали на месте.

Не было такого гнезда, где семья за поколения накапливает память о самой себе — мелкие предметы (коробочки, открытки…), картины, мебель. Не было протертых до дыр мест, на стенах в изголовьях кровати — наверное, от подушек четырех поколений. Все эти пятнышки и трещинки стен и потолка хозяйка, наверное, помнила еще с детства. И среди них прожила всю свою жизнь. А еще в этой семье много писали писем и хранили все фотографии.

И вот последняя из семьи ушла, а вся эта столетняя история жизни осталась. В запахах старой мебели и бумаги и в скрипах дверных петель. Жизнь осталась такой проявленной, такой осязаемой, что в доме просто страшно находиться. Не представляю, как в этой квартире можно будет жить. Ее прежние жильцы никуда не ушли! Я не знаю, как жила эта семья, хотя их письма сохранили все события и все их чувства. Были ли они счастливы здесь? Тоже не знаю. Как ощущала себя Галина Михайловна внутри этой машины времени? Каково ей было выходить на улицу в другую жизнь? Что может заботить человека, понимающего, что он последний хранитель памяти о близких людях? Не знаю. Мне, наверное, было бы страшно. И что делать с этим домом, с этой квартирой — тоже не знаю.

Можно ли сохранить в самом центре города этот садик с хотя бы одним домом? Сохранить с мебелью и книжными полками, на которых радом «Алгебра» и Гете, пособие по рыбалке и садоводству? Сохранить не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы почувствовать и ощутить. Говорят, что некоторые люди, побывавшие в этой квартире, плачут. Я не плакала, но всю ночь болела душа от воспоминаний. И сейчас продолжает болеть. Вот такая же стиральная машина — первая в моей семье, которую купили в кредит и которой так радовалась мама. Вот такие же фотографии из Сочи, такие же обои, какие были над моей кроватью в детстве, выглядывают из-под слоя других обоев.

Я даже не ожидала, что это будет так больно. Но, может быть, это нужно было испытать? Может быть, это — то самое настоящее, что необходимо человеку, чтобы заглянуть в себя? Может, это нужно, чтобы не прервалась связь времен? Мне кажется, что если эту связь утратить, смахнуть как пыль с книжной полки память о своей семье, то рано или поздно и память о тебе самом смахнут за ненадобностью. Кому нужен человек без роду, без племени?

Может, именно об этом напоминает выгоревшая табличка на стене дома, на которой только и можно прочесть «Своевременно вносите...»?

Может, пришло время вносить?

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления