Крупные садоводческие товарищества в России — место непрерывных боев за власть и собственность. С приходом пандемии в Нижегородской области эти войны только усилились. Мы уже рассказывали о пятилетнем противостоянии садоводов «Маяка» с экс-милиционером, взявшим под контроль огромный кусок земли в деревне Афонино. Теперь драматическая история разворачивается в крупном садоводстве Автозавода.
Здание правления захвачено. Замки были срезаны и заменены, а охрана перестала пускать действующее правление. Председатель товарищества говорит о случившемся как о рейдерском захвате. Садовая оппозиция уже объявила ее «уволенной». Всему этому предшествовала полугодовая борьба с сожжением бюллетеней, информационной войной и даже силовыми методами.
Как горят бюллетени
Вечером 24 мая у здания правления крупного нижегородского садового товарищества собралась толпа. Люди кричали, стучали в окна, рвались внутрь. Особенно оживились, когда увидели серый дымок. Это горели бюллетени прошедших выборов председателя. Правление признало их несостоявшимися.
На пороге появилась 70-летняя пенсионерка в темных очках. В окружении охраны она проследовала к белому джипу. «Смотреть в глаза», «как ты с людьми работаешь», «позор» — слышала она вокруг.
Пенсионерку зовут Татьяна Солуянова. Она самый старый с точки зрения нахождения на посту из садоводческих председателей в городе. Во главе СНТ № 3, где вот уже полгода продолжается борьба за власть, она 15 лет.
Татьяне Солуяновой противостоит группа садоводов во главе с Максимом Ванягиным — бизнесменом, директором отделения международной транспортной компании DPD в Приволжье. Именно его сторонники в тот день собрались у правления. Позднее журналистам местной телекомпании они расскажут, как Солуянова якобы безотчетно распоряжается счетами собственников и держится всеми силами за насиженное место. А один из сторонников Ванягина, Анатолий Романчук (он позднее войдет в самопровозглашенное правление СНТ), показывал на камеру желтый от зеленки кружок на животе. В него якобы пенсионерка пырнула «каким-то острым предметом, похожим на ножницы».
Скандал по поводу сожженных бюллетеней, «агрессивного» председателя и «восставших» садоводов облетел город. Внешне всё выглядело как бунт против тирана в юбке, засидевшегося в правлении. На деле всё гораздо сложнее и крутится вокруг борьбы за власть и коммерческих интересов, считают садоводы. Для российских СНТ такая ситуация почти типичная.
«Это похоже на цветную революцию»
Садовое товарищество № 3 на Автозаводе отсчитывает свою историю с 1967 года. Первые его члены — передовики производства завода ГАЗ, которым государство выделяло участки земли. В конце 80-х территория СНТ расширилась за счет расчистки прилегающей к нему мусорной свалки. Сейчас оно является одним из крупнейших в городе и насчитывает 805 членов. С недавнего времени в товариществе стали покупать земли и строиться для постоянного проживания. Максим Ванягин и ряд тех, кто его поддерживает, — из числа этого типа собственников.
— Сейчас живут более 30 семей здесь. И есть те, кто живет с пропиской, — рассказывает сам Максим Ванягин.
Садовое товарищество они желают превратить в место комфортного проживания, что-то вроде коттеджного поселка с асфальтированными дорогами, газом, постоянным водоснабжением и интернетом. И даже есть идеи, как это можно сделать. Во-первых, запустив продажу пустующих участков земли, а во-вторых, сместив председателя, который, как утверждают ванягинцы, практически ничего не делает.
Однако не все садоводы поддерживают планы садовой оппозиции. Полные имена они опасаются раскрывать из-за давления сторонников Ванягина.
— Садоводы обычные не разделяют мнения тех, кто хотел бы здесь прописаться и жить, потому что платить еще за одно жилье в товариществе не хочется, — говорит садовод Сергей. — Я никогда не встречал столько агрессии со стороны людей, это похоже на цветную революцию. Если у них (сторонников Ванягина. — Прим. ред.) попытаешься высказывать другую точку зрения, тебе просто не дадут.
«Ну кто еще? Я не увидел никого, и надо, наверное, возглавить»
Чтобы попасть в центр садового товарищества, нужно преодолеть пару постов охраны. Еще весной сотрудники ЧОО «Нижегородская цитадель» защищали Солуянову от рассерженных садоводов. Тогда еще они утверждали, что женщина ходит постоянно с охраной. Теперь они перешли на сторону противников Солуяновой.
Корреспондента NN.RU встречают люди с лопатами, усердно роющие канаву вдоль садовых участков. Рядом гудит нанятый экскаватор. Один из копателей — Максим Ванягин. Это крепкий 43-летний мужчина в толстовке с надписью DON’T GET. Мужчина объясняет, что сейчас его товарищи роют дренажную канаву.
— Этой зимой снега было много. Всё стояло буквально по колено в воде, — рассказывает Михаил.
Проблема затопления — одна из острых в садоводстве. На некоторых участках весной возникают огромные лужи, по которым плавают утки. Из-за этого многие собственники бросают земли. Когда-то заводом ГАЗ были прорыты дренажные каналы. Но в 90-е годы они пришли в негодность, трубы были разрезаны.
Ванягин убежден, что ему со своими сторонниками по плечу преодолеть разруху, виновницей которой, с его точки зрения, является Солуянова. Она якобы никаких финансовых отчетов никому не предоставляет, хотя поборы постоянно растут.
— Это же видно всё. 11 миллионов рублей собрали. Если даже грубо подсчитать все затраты, включая зарплаты, потратится 3,5 миллиона. Куда ушли остальные деньги? — спрашивает Ванягин (согласно предоставленному правлением отчету, за девять месяцев было собрано только 8,3 миллиона рублей).
Он называет СНТ своей альма-матер. Участок он получил от деда. Потом, когда встал вопрос о покупке квартиры, решил построить на нём дом. Сейчас здесь живут его жена и двое малолетних детей.
— Про меня Татьяна Ивановна распускает разные слухи. Что я якобы в 90-м году «отжал» два завода. Но это полная ерунда. В 90-м мне было 12 лет, и я тогда активно занимался спортом, плаванием, — говорит Ванягин о себе.
С конца нулевых Ванягин занялся бизнесом. Еще до того как стать директором отделения крупной немецкой компании, он владел двумя фирмами, торгующими топливом и стройматериалами. Других претендентов возглавить СНТ Ванягин не видит.
— Себя я выбрал, потому что… Ну кто еще? Я не увидел никого, и надо, наверное, возглавить его, — говорит он.
«Попала в заварушку между двумя этими титанами»
Противостояние Солуяновой и Ванягина сопровождается огромным количеством слухов, которые распускают обе стороны. Противники действующего председателя говорят, что она распродает участки и присваивает деньги, что она якобы своим приближенным нарезает куски земли и даже как-то когда-то в СНТ «держала гостиницу для гастарбайтеров». Сторонники Солуяновой считают, что Ванягин якобы ранее занимался отмыванием денег, а сейчас хочет захватить СНТ для своих коммерческих нужд.
Один из садоводов, Мария Федорова, специально пошла в правление, чтобы проверить, насколько правдивы слухи о хищениях в СНТ.
— Меня выбрали в правление этой зимой, мне было интересно, куда у нас уходят деньги, и попала в заварушку между двумя этими титанами, которые хотят власти, — рассказывает Мария Федоровна. Хищений, как она говорит, в правлении она не увидела.
Слухи о растрате опровергает и сама Солуянова. Корреспонденту NN.RU она показала отчеты в налоговую службу и ОБЭП. Рост членских взносов она объясняет задолженностью перед обслуживающими организациями по вине садоводов-неплательщиков.
Рассказала женщина и о себе немного. В советские времена работала в службе безопасности на одном из предприятий города. А когда настали суровые 90-е, стала торговать на рынке, возить одежду челночницей из Польши. Все слухи об огромном богатстве, говорит она, неправда. Из собственности у нее в городе только четырехкомнатная квартира и дача.
В апреле сторонники Максима Ванягина создали инициативную группу и заявили правлению, что желают участвовать в собрании и выборах. К этому времени многие садоводы уже были сильно озлоблены на председателя. Ранее, в марте, по решению правления начались отключения света у должников. Всё это происходило, когда на улице еще стояли морозы. Некоторые восприняли это как давление на неугодных. Максим Ванягин и вовсе утверждает, что действия председателя могли обернуться гибелью людей.
— В прошлом году Татьяна Ивановна ходила обрывала провода. Это вообще чревато. Я топлюсь на дровяном котле, который оснащен нагнетающим насосом. Он останавливается при отключении электричества. Происходит перекипание котла. И это грозит взрывом. 400 литров воды взорвется, снесет половину садов, — рассказывает Ванягин.
Голосование длилось с 4 по 23 мая. Оно проходило в очно-заочном формате, то есть часть бюллетеней кандидаты могли брать с собой для раздачи.
— На момент, когда ИГ (инициативная группа. — Прим. ред.) стала настаивать на том, что выборы закончены, по спискам было 319. Тогда как кворум составляет 403. — рассказывает Мария Федорова.
Тогда правлением было предложено завершить собрание, что очень не понравилось группе Ванягина.
— Они предупредили при этом, что за дверью стоит много народа и что будет дальше, неизвестно, намекнув на то, что, возможно, они вскроют правление, — рассказывает Мария Федорова.
На следующий день ванягинцы привели к правлению толпу. Тогда же, посоветовавшись с юристом, правление во главе с Солуяновой приняло решение сжечь бюллетени.
— В бланках находилась персональная информация, за которую председатель несет ответственность по закону, было принято решение от бланков избавиться, — говорит председатель.
Не получив желаемого результата, Ванягин решает провести свои выборы с участием одного кандидата — себя. Так как майское собрание им провести не дали, считают они, оппозиция может не уведомлять об этом правление. Оно прошло с 19 июня по 18 июля и утвердило председателем Максима Ванягина и новое правление.
«Они вошли в наше правление, всех подвинули»
Татьяна Солуянова объявила прошедшее собрание недействительным. На Ванягина она подала иск в Автозаводский суд, который был удовлетворен. ФНС запретила регистрационные действия в СНТ.
— Действующее правление они по закону должны были уведомить за две недели, принести 50 подписей. А они просто взяли, поставили столики, посадили своих людей. Они сидели и принимали подписи, даже без паспорта, — рассказывает Мария Федорова.
В ответ на выборы инициативной группы Татьяна Солуянова объявила, что складывает полномочия и устраивает новые выборы с единственным кандидатом Марией Федоровой. Ванягин быстро заявил, что они нелегитимны.
— Они вошли в наше правление, всех подвинули и сказали: «Мы новое правление, все выборы считаем прекращенными», — рассказывает Мария Федорова.
С весны садовая оппозиция призывает садоводов бойкотировать сбор членских взносов. Деньги они предлагают присылать определенным ими подрядчикам для реализации своих амбициозных планов по превращению СНТ в «город-сад». Для СНТ, счета которого находятся всё еще под контролем Солуяновой, это грозит долговой ямой.
— У нас уже сейчас долги на вывоз мусора, долги по электроэнергии, долги за охрану за три месяца, — рассказывает Мария Федорова.
Лишившись охраны, Солуянова теперь ходит с перцовым баллончиком в сумочке. С его помощью она уже раз (инцидент был 22 августа) отстояла пакет с документами, за ней погналась садовая оппозиция. Обидчик получил газом в лицо.
А 19 сентября и вовсе здание правления оказалось захвачено инициативной группой. Были срезаны замки, заменены на другие. Одного из членов правления не пустила внутрь охрана. Правление со всем имуществом перешло под контроль Ванягина, хотя в здании оставались личные вещи.
Обновление 15.11.2021. Еще одна причина конфликта в СНТ — непредоставление председателем копий бухгалтерской отчетности и другой документации ряду садоводов. Максим Ванягин предоставил решение прокуратуры от 6 июня 2021 года, из которого следует, что Татьяна Солуянова неоднократно игнорировала заявления от членов товарищества о предоставлении указанных бумаг. Эти действия прокуратурой были сочтены незаконными. Солуяновой выписали предписание. Со слов Ванягина, оно не выполнено до сих пор.
Пандемическое обострение в СНТ
В эпоху пандемии борьба за власть в крупных садоводческих товариществах Нижегородской области выходит на новый уровень. Во многом из-за того, что меняется форма собраний с очной на заочную, которая дает больше маневра для фальсификаций.
— На сегодняшний день ни один зал не предоставляет свои помещения в связи с пандемией. Приходится делать заочное голосование, рассылать анкеты, — говорит председатель Союза садоводческих товариществ Нижнего Новгорода Юрий Быков.
По словам председателя Солуяновой, ситуация с переделом власти сейчас наблюдается во многих товариществах — СНТ «Надежда», СНТ «Стройгаз» (недавно там тоже проходили перевыборы председателя).
— Обостряется ситуация в садах-тысячниках. Там крутятся деньги большие, и там каждый год практически кто-то хочет прийти к власти. Но, придя к власти, чтобы человек что-то понял в этом деле, нужно проработать не менее двух лет как минимум. И все себя чтут умными, что они смогут лучше. Председатель — это очень тяжелая работа. Работать с людьми — это очень тяжело, — поясняет Юрий Быков.
Бывает и обратная ситуация, когда особо сильное давление на себе испытывает инициативная группа, желающая законно поменять правление. Как говорит председатель Солуянова, такое можно наблюдать в СНТ № 5, где одному из членов оппозиции кто-то поджег дом.
Ранее мы рассказывали, как в одном из крупнейших СНТ Нижнего Новгорода экс-милиционер держит власть, прибегая к избиениям и получая обвинения в крупных хищениях.