Разговоры о том, что скоро нижегородцы смогут прокатиться на кремлевском фуникулере, близки к тому, чтобы стать реальностью. Уже в декабре власти планируют достроить исторический подъемник, благодаря которому с Рождественской до кремля можно будет подняться всего за две минуты. Мы отправились на стройплощадку и посмотрели, как идут работы и как выглядят павильоны нового подъемника.
В 1896 году во время подготовки к Всероссийской промышленной и художественной выставке были построены два фуникулера, которые тогда называли элеваторами. Один, который сейчас воссоздают, находился на территории кремля, другой — на Похвалинском съезде.
Кремлевский фуникулер проходил от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни. При этом подъемники выполняли роль перемычек между двумя линиями, одна из которых проходила по нижней стороне откоса, а другая — по верхней. В то время не было технической возможности пустить трамвай, который мог бы подниматься в гору, тогда и были сооружены фуникулеры.
Работали подъемники без электричества, за счет силы тяги и цистерн с водой, которые устанавливали в вагонах. Более тяжелый вагон опускался и поднимал пассажиров во второй кабинке, которая была более легкой.
Фуникулер просуществовал до 1926 года. К тому времени вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы появились трамвайные пути, и необходимость в подъемнике отпала, и тоннель засыпали.
В 2019 году во время раскопок на территории кремля археологи нашли остатки первого в России фуникулера. В это время началась подготовка к строительству подъемника, хотя обсуждения его воссоздания велись еще с начала 2000-х. Открыть фуникулер планировалось к знаменательной дате — юбилею Нижнего в прошлом году. Однако работы затянулись, и пока стройка продолжается. Визуально оба павильона, и на площади Народного Единства, и на территории кремля, почти готовы.
По информации от регионального правительства в октябре, достроить фуникулер планируется в декабре этого года. При этом депутаты местной Гордумы настаивают, что с открытием подъемника торопиться не стоит и нужно дождаться весны — лишний раз всё тщательно проверить.
Что касается параметров фуникулера, то прежний вмещал 30 человек, теперь в вагоне смогут находиться 40 пассажиров. Время в пути от кремля до Рождественской составит всего две минуты. Работы по строительству подъемника оценивают в 1,39 миллиарда рублей. Строительством занимается областное госпредприятие «ДиРОН».
ГП НО «ДиРОН» (Госпредприятие Нижегородской области по достройке и реставрации объектов недвижимости) было образовано в июле 1995 года. Учредителем организации является Минимущества области. Директор — Игорь Коробейников. За 2021 год прибыль компании составила 813 тысяч рублей. До недавнего времени «ДиРОН» реконструировала Соборную площадь, Мучной и Гостиный ряд в Арзамасе. Занималась восстановлением так называемого «Дома с болью» (Дом Щелокова) в Нижнем Новгороде.
Ранее мы публиковали схему с подробной информацией, где будут находиться выходы новых станций метро на площадях Сенной и Свободы.