В столице начали выпускать автомобили под маркой «Москвич», в Перми заявили, что возобновят сборку велосипедов «Кама». После ухода зарубежных брендов российский рынок обратился к своему советскому прошлому. В Горьком тоже были марки, прославившие его на всю страну. Сейчас от них остались только ностальгические воспоминания. Как появились эти бренды и почему исчезли — в нашем материале.
«Метеор»
Осень 1941-го. Студент местного политеха сдает диплом, посвященный судам на подводных крыльях. Этот проект заложил основу для будущих «Ракет», «Комет» и «Метеоров», прославивших их конструктора на весь мир. Выпускника звали Ростислав Алексеев. Первоначально все разработки в области судов на подводных крыльях проводились в интересах военных. На гражданские рельсы производство встало в 50-е с появлением «Ракеты» — речного пассажирского судна. Вскоре после него начались испытания более крупных теплоходов — «Метеоров».
Всего горьковское бюро выпустило более 400 «Метеоров». Примечательны они тем, что могут ходить не только по рекам, но и в районах морского побережья. Теплоходы вмещают порядка 120 пассажиров и развивают скорость около 70 километров в час. В 80-е годы на «Метеорах» из Горького можно было добраться, например, до Казани или Ульяновска.
На рубеже веков интерес к необычному транспорту остыл. Выросла стоимость материалов и топлива, люди стали реже ездить на теплоходах, и «Ракеты», «Кометы» и «Метеоры» перестали окупаться. К 2019 году, как пишет журнал «Морские интеллектуальные технологии», в России осталось около сотни зарегистрированных судов на подводных крыльях. Тогда же в нижегородском конструкторском бюро имени Алексеева начали строить «Метеор 120Р» — теплоходы, призванные прийти на смену известным судам. Два из них уже спустили на воду — их отправили в Ханты-Мансийск. По словам губернатора Глеба Никитина, «Метеоры» планируют пустить и по Волге. Они свяжут Нижний Новгород с Ярославлем и Казанью.
«Чайка»
Первую «Чайку» выпустили в конце 50-х годов в качестве замены устаревшему ЗИМу (он же ГАЗ-12). Впервые на горьковском автозаводе вышел автомобиль с четырехкамерным карбюратором и гидроусилителем руля. Дизайн «Чайки» разрабатывал художник Лев Еремеев. Внешне автомобиль часто сравнивают с американским Packard, модели которого советские власти якобы закупали для изучения. Несмотря на схожесть козырьков над фарами, «Чайка» отличается от него пропорциями и другими дизайнерскими решениями.
Рядовой советский гражданин не мог приобрести «Чайку». На них возили только руководителей предприятий, чиновников, дипломатов. Лишь в 70-х годах на представительских автомобилях решили зарабатывать деньги. «Чайки» отдавали в ЗАГС, чтобы молодожены могли взять машину напрокат. Автомобили также участвовали в военных парадах и во встречах с иностранными звездами. Из списанных «Чаек» нередко делали кинооператорские автомобили, так как они отличались плавностью езды.
С 1977 года на автозаводе начали выпускать новую модель «Чайки» — ГАЗ-14. В ней установили модернизированный двигатель, противотуманные фары, усилители в дверях (нужны для безопасности). Всего с конвейера вышло более тысячи машин ГАЗ-14. В годы перестройки, когда велась «борьба с привилегиями», по указанию Михаила Горбачева сборка была прекращена. На заводе уничтожили чертежи и материалы для производства «Чайки». Больше автомобили этой марки не выпускали. Оставшиеся «Чайки» сохранились у коллекционеров и в музеях.
«Волга»
Осенью 1956 года на Горьковском автозаводе собрали первую «Волгу» (ГАЗ-21). Преемница «Победы», она стала одной из легенд советского автопрома. Автомобиль вышел с более мощным 2,4-литровым бензиновым двигателем. Они комплектовались не только механикой, но и автоматом — диковинкой для автомобилистов того времени (позже от этой идеи решили отказаться). Внешне «Волга» выделялась хромированной решеткой с вертикальными прорезями и статуэткой оленя на капоте. В 60-е фигурку решили убрать в целях безопасности.
За несколько десятилетий выпуска автомобили «Волга» пережили на себе множество модификаций: обычный седан, такси, экспортная модель. На основе более поздней модели ГАЗ-22 с кузовом «универсал» собирались машины скорой помощи. Мелкосерийный седан под названием ГАЗ-23 («догонялка») закупали сотрудники спецслужб.
«Волгу» подарили первому космонавту планеты Юрию Гагарину (машина сейчас находится в музее). У актера Юрия Никулина была редкая «Волга» универсал, прослужившая ему почти 30 лет. Автомобили периодически светились в советских фильмах, благодаря чему приобрели популярность и в нынешнее время. Их можно было видеть в таких картинах, как «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники».
«Волги», которые выпускали с конца 90-х, не смогли выдержать конкуренцию с заполнившими рынок иномарками. В 2010 году с конвейера сняли последнюю модель марки Volga Siber. Ее основой стал американский Chrysler Sebring. Автомобиль получился достаточно дорогим и не пережил кризис 2008-го. Прошлым летом министр промышленности Денис Мантуров заявил, что «Волгу» или «Победу» могут возродить. Но когда это будет и на какой площадке, он не уточнил.
Это далеко не все бренды, прославившие нашу область. В Горьком выпускали велосипеды «Школьник», телевизоры «Чайка», магнитофоны «Романтик». Техника устаревала, и марки снимали с производства. Сейчас найти их можно разве что в кладовках хозяйственных нижегородцев.
Какие горьковские бренды вы запомнили из своей молодости? Хотели бы вернуть какие-то из них? Пишите в комментариях.