Сегодня губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел прямую линию — третью по счету за период своего руководства — во время которой ответил на вопросы местных жителей. Нижегородцев волновали проблемы ЖКХ, общественного транспорта, ремонта дорог и повышения цен на куриные яйца. Общение с населением продлилось чуть больше двух часов — что успели обсудить за это время, рассказываем в наших карточках.
- Ледяной дождь
- Вопросы от семей участников СВО
- Ремонт трамвайных путей
- Объездная на Свободе
- Пробки в Щербинках
- Новая канатная дорога
- Проблемы с общественным транспортом
- Рост цен на продукты и недвижимость
- Качество ремонта дорог
- Проблемы здравоохранения
- Нехватка школ и детсадов
Ледяной дождь
В прошлом ноябре на Нижегородскую область обрушился ледяной дождь, из-за которого пострадали десятки районов. Как отметил губернатор, проблему не удалось решить максимально быстро, но части пострадавшим выплатили компенсации. А на «Россетях» за это время провели масштабный ремонт для предотвращения подобных ситуаций.
Однако вопросы о компенсациях поступают до сих пор. Как отметил губернатор, эти вопросы планируется решать в индивидуальном порядке. По словам Никитина, 50 тысяч заявлений на почти 500 млн рублей были удовлетворены.
— По всем обращениям были даны поручения. 50 тысяч таких заявлений было удовлетворено, 500 млн, округленно, естественно, было выплачено. Выплаты оформляются не просто заявлению, нужно предоставить обосновывающие материалы. Мы не можем назначать, не проверяя, поскольку выплаты связаны с определенными обстоятельствами. Есть, естественно, и отказы по заявлениям, но это не значит, что они не могут быть обоснованы. Проверку обязательно проведем, — сказал глава региона.
Вопросы от семей участников СВО
К губернатору обратились родные и близкие бойцов СВО. Нижегородцы просили разобраться, почему военных давно не отпускали в отпуск или почему мобилизованные до сих остаются на передовой.
Обращения, по словам Никитина, поступали разные: от благодарностей до эмоциональных сообщений вроде: «Почему бы не отказаться от каких-то мероприятий и отправить средства на поддержку бойцов».
— Мы вообще не экономим на тематике СВО, — сообщил Никитин. — Всего уже больше миллиарда рублей было потрачено только на эту задачу [оснащение бойцов всем необходимым]. Мы обеспечиваем семьи. <...> На эти цели уже 1,7 млрд было потрачено. В совокупности эта цифра превысила 4 млрд. Эта цифра людям ни о чем не говорит. Конечно, мы скорее откажемся от каких-то развлекательных мероприятий, чем поставим под угрозу эту работу.
Также глава области прокомментировал сообщения родственников мобилизованных, которые просят вернуть домой их супругов, отцов, братьев.
— Что касается «Верните мужей»: мы все прекрасно понимаем, что есть указ, и о завершении этих мероприятий и прекращении работы там может принять решение только президент. При этом я знаю случаи, когда мобилизованные принимают свое решение и подписывают контракт. И переходят из статуса мобилизованных в статус контрактника. Что касается отпусков и перевода в другие подразделения: с одной стороны, это вопрос Минобороны, но мы взаимодействуем с командирами, и сейчас гораздо меньше таких обращений, потому что, мне кажется, что все уже сходили в отпуска. Если вдруг нет, сообщайте, будем выступать адвокатами, — заявил губернатор.
Ремонт трамвайных путей
Нижегородцы также пожаловались, что в Сормове и Московском районе долго прокладываются трамвайные пути, из-за этого возникает множество неудобств на дороге. Работы начались еще летом 2022-го и не завершены до сих пор.
— На чем я бы хотел сделать акцент: реализуется федеральная программа по модернизации общественного транспорта в десяти городах. Около 55 км в однопутном направлении будет сделано в этом году в этих городах. Так вот, 33 из них — в Нижнем Новгороде. То есть больше половины от того, что делается в стране. Раньше такие масштабные работы в стране не проводились, поэтому производственные мощности перегружены, поставки компонентов, возможно, идут с некоторой задержкой. Но мы, Нижний Новгород, находимся в графике.
В городе переложат все трамвайные рельсы — 149 км. По словам губернатора, временную отмену трамваев компенсировали с помощью выпуска дополнительных автобусов.
Объездная на Свободе
Еще осенью власти обещали открыть объездную дорогу на площади Сенной, где сейчас строят новую станцию метро. Однако вскоре сроки сдвинулись на декабрь, а сейчас и вовсе на конец апреля 2024-го. Нижегородцы рассказали, что теперь привычный маршрут стал в два раза длиннее. Как отметил Никитин, такие жалобы поступают даже от его коллег, которым теперь приходится добираться в объезд площади. Губернатор ответил, что причиной переноса строительства объездной стало огромное количество коммуникаций
— Огромное количество коммуникационных сетей потребовалось выносить для этого объезда. Работы, которые должны были провести ресурсоснабжающие организации, они проведены. Но там и ливневая канализация, и теплоснабжение, и водоснабжение, и кабеля. Не всё, на самом деле, было известно на этапе предпроектной подготовки, — сказал Никитин.
Он также отметил, что к московскому подрядчику «Моспроект-3» есть претензии по отставанию от графика работ. При этом к компании уже применяли санкции из-за нарушений.
— Подрядчик говорит, что очень сложный проект, затянулись проектные работы. Но хочется на это сказать, а кому сейчас легко. Мы выбирали вас, профессионалов, именно для того, чтобы решать такого рода сложные вопросы, — сказал глава региона.
Пробки в Щербинках
Отдельной темой обсуждения стали пробки в Щербинках. Дорога почти ежедневно утром и вечером стоит без движения как на выезд, так и на въезд. При этом вариантов объехать затор просто нет. Ухудшает ситуацию и ремонт Стригинского моста, из-за чего проезд по этой «транспортной артерии» стал еще сложнее.
Никитин ответил, что сезонность накладывает свой отпечаток и ездить зимой всегда хуже. Плюс накладывают отпечаток ремонтные работы. Решить эту проблему глобально, по словам губернатора, можно, лишь построив дублер проспекта Гагарина. Никитин напомнил, что недавно было заключено концессионное соглашение, проект дороги тоже готов, поэтому, возможно, в ближайшее время дублер всё же начнут строить. Но займет это около четырех лет. Пока Никитин предложил решать вопрос с помощью перенастройки светофоров и грамотным регулированием проезда.
Губернатор отметил, что пока предполагается, что проезд по дублеру будет платным. Однако он отметил, что если финансовые условия изменятся, то власти сделают тариф более доступным или вовсе откажутся от платы за проезд.
— Мы продолжаем работать над прогнозом сметной стоимости, но уже больше 60 миллиардов рублей. Это огромная капитализация. Возможности полностью покрыть стоимость у региона нет. В течение 27 лет можно возмещать концессионеру за счет платности. Вообще она много где реализована: М-12, в столицах, Москве и Петербурге. Они позволяют разгрузить главные артерии, — добавил глава региона.
Новая канатная дорога
Через пару лет в Нижнем Новгороде может появиться новая канатная дорога. Она соединит Ленинский и Приокский районы через Оку. Однако часть жителей осталась недовольна возможностью появления такого объекта. На днях жители Заречного бульвара даже высказали свое «против», записав видеообращение и отправив его президенту Владимиру Путину. По словам Глеба Никитина, он изучил поступившие обращения, особенно негативные, и считает, что тревога не имеет под собой оснований.
— Я детально с ними ознакомился и хотел призвать жителей меньше реагировать на тревожные, непрофессиональные и некомпетентные сообщения или страхи. Кто-то развивает позицию, что сократится озеленение, а оно увеличится. Неужели вы думаете, что такого рода инженерный проект не проходит всестороннюю инженерную, геодезическую и прочую подготовку и обеспечение полной абсолютной безопасности? — возмутился губернатор.
Глава региона отметил, что аргументов в пользу строительства объекта действительно много. В первую очередь это разгрузка транспорта в Ленинском и Приокском районах. После появления канатки жители этих территорий, по его словам, смогут добираться на работу и обратно, минуя мост и пробки. Также близость к станции метро в Ленинском районе даст дополнительный пассажиропоток и для метрополитена. Ожидается, что пассажиропоток на самой канатке составит порядка 10 тысяч человек, хотя рассчитана она на 30 тысяч пассажиров.
В конечном итоге Никитин добавил, что аргументы за намного серьезнее всех против и позиция властей по поводу строительства объекта четка.
— Шумность? Какая там шумность, это гораздо менее шумно даже, чем трамвай и любой транспорт. Даже если дорога рядом проходит, то от нее шума больше, чем от канатки. Это экологичнейший с точки зрения экономики вид общественного транспорта. Поэтому у нас четкая позиция, что скепсис не имеет под собой оснований, — заключил Никитин.
Проблемы с общественным транспортом
Одной из самых волнующих стала тема общественного транспорта. Нижегородцы прислали около 1500 обращений, связанных с этим вопросом.
Жалобы от местных связаны с долгим ожиданием автобусов, их небольшим количеством на маршрутах и плохим состоянием. Никитин заявил, что знает о проблеме — это «огромная боль и предмет огромной работы».
— Действительно, пока люди ощутимо не видят результатов и улучшений, — сообщил губернатор. — В первую очередь это связано с огромным дефицитом кадров. У нас около 150 машин в начале года стояло в парке, потому что просто нет рук.
По словам главы области, власти построили общежитие для водителей и повысили им заработную плату за счет региональных субсидий. За последний период ситуация немного улучшилась — после оттока кадров на работу пришли 35 новых сотрудников.
Глеб Никитин сказал, что «радикально изменит ситуацию» с общественным транспортом прокладка новых трамвайных путей, покупка автобусов, электробусов и другой техники. Не так давно регион приобрел более 300 новых единиц транспорта.
После того как маршруты переведут на брутто-контракты, перевозчики будут более дисциплинированно следовать расписанию, уверен губернатор.
— За первую половину следующего года подавляющее число маршрутов будет переведено на брутто-контракты. Это когда перевозчику не важно, сколько людей сидит в автобусе, он обязан выполнить транспортную работу. Он обеспечивает соблюдение расписания, километража, количества машин на линии и регулярность.
Рост цен на продукты и недвижимость
Пожаловались нижегородцы и на рост цен на продукты. Особенно кусачими оказались цены на куриные яйца и мясо. Если раньше десяток можно было купить за 65 рублей, то теперь за коробку яиц приходится отдавать уже порядка ста рублей и больше.
Глеб Никитин отметил, что рост цен на эту продукцию действительно есть. Он пообещал еще раз проработать этот вопрос как с антимонопольной службой, так и с торговыми сетями и магазинами.
— Ситуация по росту цен понятна: есть элементы анализа объективные — рост стоимости ветпрепаратов, кормов, добавок, которые в дефиците, но есть и спекулятивный рост. Я поручение хотел дать министерству промышленности в первую очередь и министерству сельского хозяйства, провести с птицефабриками беседы по поводу объективной стоимости и ограничения роста цен, — подытожил Никитин.
Что касается цен на недвижимость, губернатор ответил, что решить этот вопрос можно, лишь если строить больше.
— Чем больше будет предложений на рынке, тем больше будет давление на цену в сторону ее стабилизации. Но, с другой стороны, рост цен означает, что растет покупательская способность. <...> Для людей цена — это отрицательный фактор, и нам надо обеспечить доступное предложение на рынке. Для этого надо просто больше строить, — подытожил глава области.
Качество ремонта дорог
Другая беспокоящая нижегородцев проблема — состояние дорог. За последнее время немало вопросов вызвали видео в соцсетях, где дорожники укладывали асфальт прямо на снег. Такие ситуации произошли сразу в нескольких районах области.
Никитин отметил, что такие работы могли проводиться и не за бюджетный счет, а «кто-то хотел сделать доброе дело, но с таким уровнем качества». При этом все договорные работы были завершены еще к осени.
Глава региона подчеркнул, что решение по подобным историям принято давно и оплачивать некачественные работы власти не будут. Также он отметил, что нужно избегать столь недобросовестных подрядчиков.
Проблемы здравоохранения
Никитин также затронул тему состояния системы здравоохранения — кадровой и материальной составляющей. По его словам, в регионе проводится модернизация больниц, также разрабатывается проект реконструкции городских больниц.
— Огромная работа проводится по модернизации первичного звена. И многие согласятся, что результат налицо. Прежде всего в районах. Город в меньшей степени попал в эти программы. Сейчас разрабатываем долгосрочную программу модернизации городских медучреждений. Кроме этого, будет создан «квартал здоровья» на территории Нижегородской областной детской больницы и кардиологического центра. Планируем кардинально благоустроить территорию после ремонта детской больницы, — сказал Никитин.
Что касается недостатка медицинских кадров, проблема сильно обострилась, признался губернатор. Материальное стимулирование не работает, заявил он. При этом есть учреждения, где, наоборот, избыток специалистов. Над этим будут работать.
Нехватка школ и детсадов
Затронул губернатор и тему нехватки школ и детсадов. По словам Никитина, власти больше не допустят появления ЖК, где нет школ и детских садов.
— Мы будем давать реализовывать жилищные проекты только в том случае, если мы понимаем, за счет чего и где будет строиться соответствующая социальная инфраструктура.