Шай-Хулуд? Лисан аль-Гаиб? Бене Гессерит? Если вам кажется, что эти слова бессмысленные, значит самое время посмотреть «Дюну». Вторая часть фильма уже успела стать событием года, ворвавшись в информационное пространство. Журналист NN.RU Алексей Сапожков сходил на фильм и оценил, смог ли режиссер Дэни Вильнёв передать на экранах кинотеатров вселенную известного фантаста Фрэнка Герберта. Далее — от первого лица.
Предыстория
Роман «Дюна» был написан Гербертом еще в 1965 году. Совсем скоро произведению исполнится 60 лет, и до сих пор его сюжет не теряет актуальности. Попытка фантаста заглянуть в будущее стала предсказанием, которое начинает постепенно становиться явью.
Мой литературный путь начался со сборника научно-фантастических рассказов «Обмен разумов». Потрепанная книга 89-го года выпуска, напечатанная где-то в Ташкенте. Желтые страницы, разваливающийся корешок и невероятное количество миров, созданных Шекли, Кларком, Саймаком, Брэдбери, Моррисоном и Альдани. Даже спустя годы, когда я начал читать более изощренные вещи, моя любовь к фантастике не угасла.
С романом «Дюна» я познакомился в более зрелом возрасте, когда все классики жанра были перечитаны, причем не раз. Первые страницы дались тяжело — непонятная вселенная, меланж (он же специя, он же спайс), какой-то пророк и культ Бене Гессерит. Сочетание религий и высоких технологий вызвало непонимание, но чем больше страниц я перелистывал, тем отчетливее и глубже становился сам текст.
С новой экранизацией всё вышло немного наоборот. Первая часть была явно нацелена на аудиторию незнакомую с оригиналом — было опущено множество мелких, но важных деталей. Знаменитый спайс, называемый в фильме специей, — зачем он нужен? Почему в десятом тысячелетии используют мечи, а не огнестрельное оружие?
Из-за этих недосказанностей на сеансе второй части «Дюны» многие просто зевали. И это не из-за того, что сам фильм скучный — нет, совсем не так. Зритель теряет интерес, если не понимает происходящего. Без прочтения романа смотреть картину бессмысленно — многое покажется иррациональным, особенно в боевых сценах — почему все используют холодное оружие? Пожалуй, настало время разъяснить.
10191-й год. Человечество пережило бесчисленное количество войн, самая важная из которых — священная война против машин.
«Не создай машину по образу и подобию человеческому» — Оранжевая Католическая Библия.
За такой длительный срок культуры всего мира перемешались. Привычных нам языков, традиций, обрядов не осталось. Есть только из отражения в названиях и терминах, но не более. Человечество к этому моменту завоевало галактику, создав единое государство. Появились новые Средние века — власть делят император, великие дома, Космическая гильдия. Кроме того, есть еще и мистический культ Бене Гессерит, пытающийся веками вывести уберчеловека.
Страх, питаемый перед машинами, вынудил людей обратиться к духовным практикам и евгенике. Человечество достигло своего технологического пика, и это самое развитие имеет обратную сторону медали. Огнестрельное оружие и лазеры стали бессмысленными из-за энергетических щитов, перелеты между планетами — только с Космической гильдией, которая крепко держит логистику в своих руках.
А зачем нужна специя? «Меланж» является не только психоактивным веществом, но и необходимостью для космических перелетов — без него навигаторы просто не могут выстроить маршруты. Единственное месторождение «меланжа» — планета Арракис, куда и попадает главный герой Пол Атрейдес.
Продолжать перечислять особенности вселенной Герберта бессмысленно — лучше прочитать самому. Фильм же не дает полного описания вымышленного мира, а если бы там были пояснения, вместо двух частей зрителя ждали бы десятки часов многосерийника.
А что фильм?
У меня было предвзятое мнение: «Дэвид Линч в 80-х уже пытался, и у него не вышло. Разве можно экранизировать такой огромный роман?» Дэни Вильнёв смог переубедить меня еще первой частью, а второй — навсегда полюбить киносагу. И дело даже не в актерской игре, которая, к слову, на высоте, а в самом подходе — образы, пейзажи и дикий колорит. Всё вместе выглядит так, как должно выглядеть. В этот мир веришь сразу, будто зритель сам является действующим лицом.
Пол Атрейдес, персонаж Тимоти Шаломе, выглядит точь-в-точь как в книге — не возникает диссонанса из-за разницы текстового образа и кинематографичного. Это же касается и остальных действующих лиц. Есть, конечно, небольшая разница — Вильнёв сделал их живее, добавив немного юмора.
— Лисан аль-Гаиб! Лисан аль-Гаиб! — восклицает и играет мимикой Хавьер Бардем (его персонаж — Стилгар), видя в главном герое пророка.
Бытовая жизнь — то, что не показали в первой части, заиграла новыми красками. Отношения внутри племени фрименов даже вызывают желание переместиться туда, на Арракис, чтобы стать «своим». То, как показаны их обряды, не оставляет равнодушным никого.
К самому сюжету претензий тоже нет. Видно, что сценаристы бережно подошли к первоисточнику, нигде не вставив отсебятину. Синтез кадра, звука и действия заставляет окунуться с головой в фильм. Тут нужно обратить пристальное внимание именно на звуковую составляющую. Смотреть фильм на ноутбуке, сидя в своей квартире, и смотреть фильм на огромном экране в кинотеатре — две совершенно разные вещи. Именно звук делает опыт просмотра уникальным и неповторимым, так что лучше успеть увидеть фильм именно в просторном зале.
Удалось ли режиссеру создать шедевр? В рамках жанра — однозначно. Подобные фильмы выходят раз в десятилетие. Честно, даже не могу назвать его недостатки. Разве что ухо режет слово «специя», но это вопросы уже к русскому дубляжу. В общем, не ленитесь и посмотрите сами. Сколько бы я здесь ни писал, передать то, что увидел на экране, не получится: картина вышла более чем достойной.
Согласны с автором? Своим мнением о фильме можете поделиться в комментариях под материалом.