Для нынешнего бизнеса не редкость, когда управление на себя полностью берет женщина. Однако еще 20 лет назад такого тренда в России не наблюдалось. Наталья переехала в Нижний Новгород с Дальнего Востока вместе с мужем и сыном, оставив работу на Тихоокеанском флоте в ВМФ. Спустя время женщина купила комиссионный магазин, которому грозило закрытие. Так она нашла дело всей жизни и поддерживает бизнес до сих пор в том виде, от которого уже ушли многие предприниматели. В точке рядом с проспектом Гагарина выставить вещи на продажу может любой желающий за небольшую комиссию.
Корреспондент NN.RU пообщался с Натальей, чтобы узнать, как бывшая работница флота решила стать бизесвумен, какой доход ей приносит магазин и как ему удается держаться наплаву.
Разговор стартовал с вопроса: «Как вы начали бизнес?» Но не дав корреспонденту договорить, Наталья сразу дополнила его: «И выживаю сейчас, да?» Сказала это женщина без сожаления, а даже с долей иронии. Всем понятно, что такие комиссионные магазинчики видят мало покупателей. Молодежь сейчас предпочитает крупные торговые центры и онлайн-магазины. Однако старшее поколение всё еще приходит сюда отовариться и отдает вещи, чтобы получить с них «навар».
— В основном народ ко мне приходит интеллигентный: врачи, воспитатели, учителя. Они все шутят, что здесь клуб по интересам, — с улыбкой рассказала Наталья.
Находится комиссионный магазин на Пятигорской. С проспекта Гагарина его не увидишь, нужно пройти немного вглубь прилегающей улицы. С обратной стороны пятиэтажки есть полуподвальное помещение — как раз там и расположился бизнес женщины. На вешалках можно найти буквально всё что душе угодно: брюки, джинсы, футболки, блузки, кофты и даже верхнюю одежду. Рядом стоит небольшой стеллаж с обувью, а в центре у стены — застекленная витрина, она же касса, где можно подобрать предметы интерьера в дом, посуду, различные украшения и духи.
Сдать вещи в комиссионку может любой желающий. Однако состояние предмета должно быть хорошим и желательно соответствовать моде, поскольку места на полках и вешалках мало. Если вещь продается, магазин удерживает с нее 30% стоимости, помимо этого, за месячное хранение взимается еще 5% — остальное получает владелец.
За разговором о вещах и постоянных клиентах, которые с годами стали хорошими приятелями, Наталья упоминала и свою очень насыщенную жизнь. Призналась, что не всегда была бизнесвумен.
— Я, вообще-то, служила на Тихоокеанском флоте, занималась секретными документами, муж работал в ПВО. Там [на Дальнем Востоке] ребенок в школу пошел, но была она не очень, супруг как раз на пенсию вышел. Мы переехали на его родину, сюда — в Нижний, — вспоминает Наталья. — Когда уже жили здесь, увидели, что магазин этот продается, и я решила вложить деньги.
По словам Натальи, муж не был уверен, что она справится с управлением магазином. Однако при разводе как раз решительность женщины сыграла большую роль.
— Когда разводились, я была очень рада, что у меня остался свой кусок хлеба. Так, с 2006 года я работала здесь. Конечно, покупателей стало в разы меньше. Бабушки пытаются сдать вещи своей молодости, которые у них вызывают какие-то ностальгические воспоминания. Одна старушка осенью приходила, принесла целую сумку кримпленовых платьев, сказала: «Девочкам ходить в школу». Я пыталась объяснить, что девочек побьют за такое. Она плакала у меня в кабинете, мне было ее искренне жаль, — вспоминает Наталья.
Кримплен — синтетическая немнущаяся ткань, используемая в советские годы для изготовления одежды.
К слову, пожилые посетители иногда доставляют хлопоты. Не все из них настроены доброжелательно, особенно в период возможных обострений болезни. По рассказам бизнесвумен, однажды неизвестная пенсионерка забежала в магазин и закрылась в туалете. Там она пыталась сдать одежду на продажу. Пришлось вызволять бабушку, открывая замок запасным ключом.
Конечно, есть в магазине и другие «поставщики». Например, те же посетители-интеллигенты, которые и покупают что-то, и приносят продать свое. А еще комиссионка принимает новые вещи от предпринимателей, которые не смогли распродать товар на своей точке или закрылись из-за неурядиц.
При этом выручка магазина, как можно представить, сильно отличается от модных популярных бутиков. Так, по словам Натальи, раньше за год выходило больше 300 тысяч рублей. При последней сдаче отчетности в налоговую выяснилось, что суммарный доход не дотянул до этой суммы.
— Бывает, работаем в ноль. Бывает, очень хорошо. Смотря что покупают. Если, допустим, шубы раньше были, то такую за 50 тысяч продал, и уже веселее. А в этом году шубы никто не хотел брать. Да и пуховики — висят по 4 тысячи, а на том же «Вайлдберриз» найдешь за 2,5 тысячи, — сетует нижегородка.
Подпортили положение и владельцы крупных столичных секонд-хендов, которые почти захватили вещевой рынок в Нижнем Новгороде. Кстати, о них мы рассказали в нашем предыдущем материале.
При этом закрываться уютный комиссионный магазин недалеко от проспекта Гагарина не планирует. Всё же местные его очень любят — здесь и вопрос ностальгии, и вопрос не сильно высокого дохода людей. К тому же в последние годы среди молодежи набирает популярность экодвижение. Теперь принято давать старым вещам второй шанс и буквально вторую жизнь.