Нижний Новгород серьезно изменился за последние несколько лет: в городе благоустраиваются знаковые места и общественные пространства, развивается инфраструктура. Однако в городе есть ряд проблем, волнующих местных жителей: пробки, перекрытия, последствия непогоды. Эти вопросы NN.RU обсудил с главой города Юрием Шалабаевым во время прямого эфира.
- Личные встречи с жителями
- Уникальные пространства в городе
- Перекрытия дорог
- Ремонт ливневок
- Уборка снега зимой
- Слухи об отставке
Личные встречи с жителями
Нижегородцы нередко жалуются, что почти не видят Юрия Шалабаева на встречах с жителями. Раньше мэр активно устраивал онлайн-трансляции, однако их не было с начала года. Однако сам глава города говорит, что перестал проводить прямые эфиры как раз таки из-за личных встреч с нижегородцами.
— То, что я не встречаюсь с жителями, — это не так, некоторые вещи просто не публикуются. Встречи с жителями происходят регулярно: я вчера встречался. Когда выезжаю на какие-нибудь объекты, обязательно встречаюсь с жителями, разговариваю, собираю проблематику. Кроме того, провожу регулярно личные приемы. Это вообще-то обязательство по закону, и любой руководитель проводит личные приемы. Их нельзя отменить, отложить, постоянно их проводишь, — заявил мэр.
При этом Юрий Шалабаев уверен, что точечные встречи с горожанами гораздо эффективнее встреч с большим количеством людей одновременно — многие просто не будут услышаны. Также, по мнению мэра, эффективно и онлайн-общение. Например, работа с обращениями через соцсети. Платформа «Лобачевский» не пропускает ни одно обращение, присваивает всем сообщениям уникальный номер, и благодаря ей можно отследить ход заявки. К сожалению, не все они оперативно исполняются.
Вместе с тем градоначальник недавно закрыл комментарии в своем телеграм-аккаунте, аргументировав решение количеством негатива, при этом запустив чат-бот.
— К критике я отношусь совершенно спокойно. Это часть моей работы. Возможность оставлять комментарии есть — она есть во «ВКонтакте», я там их не закрывал. Там можно оставить любой комментарий, в соответствии с правилами социальной сети. В «Телеграме» случилась такая ситуация в связи с полной анонимностью: там люди фактически деструктивно переходили на оскорбление друг друга. Свару устраивали, неконструктив: не по теме высказывания, не по теме поста, не по теме проблематики городской. Конструктива не было никакого. Но при этом я обратил и обращаю внимание на то, что во «ВКонтакте» комментарии открыты.
Уникальные пространства в городе
В последние годы Нижний Новгород становится одним из самых популярных городов у россиян, осваивающих внутренний туризм. Многие приезжие стремятся посетить приволжскую столицу ради невероятных закатов, необычного ландшафта и красивой архитектуры.
— Мы в последние годы, с 2020-го, привели в порядок более 150 объектов культурного наследия, — подчеркнул Юрий Шалабаев. — К ним же относятся многие пространства: ярмарка — объект культурного наследия, кремль — объект культурного наследия, Александровский сад, пакгаузы — всё это объекты культурного наследия, которыми, безусловно, можно гордиться. Там гуляют и гости города, и нижегородцы, и я сам (я часто по набережным гуляю: Верхневолжской, Нижневолжской набережной, если о центре говорить. В Сормове в парк «Светлоярский» я приезжаю, а после бульвара Юбилейного гуляю вдоль озера — там очень хорошая набережная с велодорожками).
Самыми уникальными объектами Юрий Шалабаев считает пакгаузы на Стрелке, которых больше нет ни в одном городе, Парк 800-летия, созданный на неухоженном склоне.
— И мы, кстати, лидеры среди городов (если не брать, разумеется, Москву и Санкт-Петербург, мы не сопоставимы по размеру) по количеству благоустроенных общественных пространств. Да и в мире, я думаю, таких городов не очень много, — заключил мэр.
Перекрытия дорог
Пожалуй, самой острой и наболевшей темой для нижегородцев в этом году являются перекрытия, которые почти в одно время ввели сразу на нескольких оживленных улицах. Юрий Шалабаев рассказал, что у властей на такие меры были свои причины — в инфраструктуру города долгое время не вкладывались, и теперь, когда есть возможность, дороги и коммуникации ремонтируют.
— Это трудности создает, но если посмотреть, то мы долгое время ничего не делали — не вкладывались в инфраструктуру. Это может привести к довольно печальным последствиям, поэтому, когда есть такая возможность, давайте сделаем, потерпим. Сделаем и дальше будем получать необходимый уровень качества услуг и безопасности, — рассказал Юрий Шалабаев.
Кроме того, нижегородцы не раз отмечали, что порой создается ощущение, будто на перекрытых участках нет рабочих и из-за этого ремонт и затягивается. Однако, как пояснил мэр, порой это связано с технологическим процессом. Например, если в ходе работ находят новые сети коммуникаций, то их вынос нужно сначала согласовать. А это занимает время. Также процесс иногда тормозят погодные условия или перераспределение рабочих на другие участки объекта.
Мэр считает, что перекрытия в городе нельзя назвать стихийными и незапланированными. Такими они становятся только в случае коммунальных аварий или ДТП. Юрий Шалабаев уточнил, что сам нередко бывает на той же улице Белинского, частично перекрытой из-за ремонта трамвайных путей, и стоит там в пробках.
— Я их никак не миную, я здесь же живу. Стихийных перекрытий не так много, и они появляются только в случае аварий. Если это плановые работы, то об этом сообщается заранее и в ЦОДД, и на других ресурсах, и в прессу мы это даем. Другой разговор, что, конечно, жителям удобнее было бы открыть «Яндекс.Карты», например, и посмотреть там перекрытия. Мы над этим работаем, — сказал Шалабаев.
Ремонт ливневок
Еще одна проблема, близкая каждому нижегородцу, который окажется на улице в сильный дождь, — неработающие ливневки. По словам мэра, этот вопрос постепенно решается.
— До того [2021 года] нормальной системы ливневой канализации не было. Сейчас установлено, что в какие сроки будет сделано. В этом году нам эту схему должны сдать, но мы не ждем, что разработают и мы начнем. Нет, мы уже вкладываем деньги в ливневку. Мы вкладываем деньги в содержание ливневки, то есть мы ее чистим. Мы вкладываем деньги в ремонт — не только в аварийный, но и в плановый, — подчеркнул мэр.
По словам главы города, в 2019 и 2020 годах администрация тратила от 15 до 30 миллионов рублей на ливневые канализации. Сейчас же только на ремонт выделяют около 100 миллионов рублей.
— Хочу отметить, что на Черном пруду, где все «плавают», на протяжении последних ливней, даже очень сильных, никакие машины не плавали. И давайте уж откровенно: сильных затоплений там не было, — отметил Юрий Шалабаев.
Как объяснил мэр, на участке в районе Черного пруда удалось избежать новых потопов после дождей благодаря достройке ливневой канализации по улицам Алексеевской и Октябрьской до реки Ковы.
— Работы ограничены суммой 100 миллионов рублей. Хотя эта сумма и увеличена, но вроде недостаточно. Но плановую, серьезную и большую работу мы будем проводить после того, как подготовим схему ливневой канализации, чтобы были понятны правильные вложения в соответствующий объект, — заключил глава города.
За последние три года на ремонт ливневок в Нижнем потратили около 300 миллионов рублей. При этом мэр заявил, что работу ливневой канализации до идеала не могут довести ни в одном городе.
Уборка снега зимой
Если летом нижегородцы стоят в пробках из-за ливней и перекрытий, то зимой — из-за снегопадов. Мэрия регулярно делает отчеты о том, как проходит уборка дорог и улиц от снега. Но многие нижегородцы регулярно жалуются, что попросту не наблюдают снегоуборочную технику на проезжей части и стоят в пробках.
По словам мэра, минувшей зимой город с последствиями снегопада справился куда лучше, чем в 2023 году. Ориентируются власти на показатель вывоза снега с дорог и городских улиц. В 2022–2023 годах вывоз снега составлял порядка 1–1,5 миллиона кубометров снега, а этой зимой вывезли 2 миллиона кубометров снега. Глава города отметил, что это рекордные показатели.
— Люди едут в основном в час пик. Основные комментарии по дорожной ситуации, связанные в том числе со снегом, они идут именно в часы пик. В час пик я запрещаю выпускать технику. Она не будет стоять в пробке вместе со всеми остальными. Она затруднит еще больше дорожную ситуацию, дорожная техника не принесет абсолютно никакой пользы, а мы просто потратим ресурс, потому что она просто стоит в пробках, — сказал Шалабаев.
В общей сложности дороги города убирает порядка тысячи единиц техники. Мэр добавил, что ее маршрут и количество можно отследить онлайн на платформе «Лобачевский». Что касается ручной уборки снега, то последствия непогоды зимой убирают 3–4 тысячи дорожников.
Слухи об отставке
В прошлом году информации об отставке главы администрации города в различных телеграм-каналах было особенно много. Во время прямого эфира Юрий Шалабаев признался, что подобные слухи и сплетни ему сообщают практически ежедневно, в том числе даже сегодня.
— Эта история показывает, что все-таки бывает дым без огня, — сказал Юрий Шалабаев. — Кто это делает, я не знаю, не погружаюсь в вопрос, это в телеграм-каналах обычно публикуется, на которые я не подписан. Но друзья и знакомые сбрасывают иногда эти вещи. И я диву даюсь, какой бред там иногда пишут. Даже не в части моего ухода или неухода. Думаешь: что у людей в голове? Откуда они это берут? Информацию, которая действительности не соответствует ни на йоту. Ну пишут — не знаю зачем. Хотят, чтобы люди проявляли к ним интерес, полагаю.