Нижегородская область славится природой и живописными видами. Но кроме красот, есть в нашем регионе и зоны, о которых ходит дурная слава. Одно из таких таинственных мест находится в глубинке — в Сокольском районе. Речь пойдет про проклятую деревню Бочкари, которую жители покинули в начале века. Рассказываем, почему это место считается мистическим и где конкретно находится.
История Бочкарей довольно печальная. Фактически деревня перестала существовать в 2005 году, когда там произошел страшный пожар и часть населенного пункта выжгло дотла. Большинство людей покинули деревню еще до пожара, но жить там остались двое братьев — им попросту некуда было больше идти. Один из них сгорел заживо, а о судьбе второго ничего не известно.
После произошедшего о Бочкарях сразу поползли дурные слухи. Так как несколько домов уцелели и по сей день остаются в нормальном состоянии, некоторые вещи от бывших хозяев остались лежать на своих местах. Но люди верят, что мертвая деревня жестоко расправляется с теми, кто захочет нажиться и забрать что-либо из Бочкарей. Среди местных гуляли байки, что все, кто уносил что-либо из деревни, тяжело заболевали или погибали. Кто-то даже говорил, что сторожит покой вымершей деревни призрак в облике молодой девушки, и именно эта сущность расправляется с мародерами.
Существует и легенда о ведьме, которая жила в этих краях. По преданию, зла она людям не желала, собирала травы и заговаривала болезни. Но жителям такое соседство не нравилось и травницу выжили. По поверьям, ведьма покидала дом с одним узелком и на прощание сказала соседям, что раз ей житья не дали, то и другие здесь жить не будут.
Мы решили посетить Бочкари и проверить лично, что там на самом деле происходит. Дорога до места выдалась нелегкой — несколько километров ехать пришлось через лес по траве. Было видно, что по этой импровизированной дороге периодически кто-то проезжает. Но не исключено, что это просто охотники или грибники.
К моменту нашего визита Бочкари уже практически полностью поглотил лес. Вдоль деревни протекает небольшая речушка Мича, которую из-за отсутствия людей облюбовали бобры. Найти удалось только два дома, которые, вероятнее всего, стояли на окраине Бочкарей. От одного из них почти ничего не осталось — только фундамент и несколько бревен. В давние времена пейзаж из окон, скорее всего, был невероятный. За небольшой открытой местностью простирается лес, а чуть поодаль протекает лесная речка.
Через несколько десятков метров рядом с березняком стоит еще один дом, и он сохранился куда лучше. Окна, двери, кровля — всё на месте. Рядом даже находится постройка, напоминающая амбар или место для хранения дров.
Мы без проблем пробрались внутрь, где царит хаос. Видимо, смелые мародеры всё-таки наведывались сюда, причем не раз. Пол разобрали на доски, а все ценности вынесли, однако кое-что из убранства осталось. В одной из комнат сушились травы, лежит одежда прежних хозяев. В другой комнате стоит печка, некоторая мебель и даже божница под потолком.
Есть внутри некоторые книги, детские вещи и кухонная утварь. Но почти всё со временем превратилось в труху или потеряло нормальный вид. На улице рядом с домом лежит крепкий деревянный ящик из антресоли, который, видимо, вытащили в поисках ценностей.
Но самая интересная находка ждала нас на обратном пути. На возвышенности, чуть поодаль от найденных нами домов, мы заметили старое кладбище. Заброшенное оно или нет — сказать сложно, ведь у похороненных здесь людей еще остались живые родственники. Тем не менее самая свежая могила датируется 2010 годом, хотя деревню покинули еще в 2005 году. Свежих цветов, конфет или следов на погосте не было, так что даже если кто-то и навещал могилы, то делал это давно.
На этом кладбище много интересных захоронений. Самое свежее принадлежит 85-летней женщине с красивым именем Марфа. Под ее фото на кресте близкие разместили эпитафию в виде стиха, где всех живых просят «положить поклон» у могилы умершей женщины.
— Верующие люди! Не пройдите мимо. Поклон положите у моей могилы. Я была такой же, как и вы сейчас, но постиг тот горький и тяжелый час. И рассталось тело навсегда с душой, и ушла навеки к жизни вековой. Мне теперь не надо суеты земной, только помяните меня за упокой, — написано на надгробии.
Мы решили с мертвыми не спорить и «положили поклон» на могилу умершей женщины, после чего отправились дальше осматривать загадочный погост.
На некоторых могилах отсутствуют даты жизни и смерти, но есть фотографии. Это объясняется тем, что раньше многие люди, особенно в деревнях, заранее готовились к смерти: покупали похоронную одежду, колотили гробы и так далее. Памятники, кресты или таблички на них тоже иногда покупали заранее, но дату смерти не предугадать, поэтому многие надгробия и остались в таком виде.
На некоторых могилах мы сделали еще более необычные находки — кресты с досками, напоминающими крышу. Они называются «голубцами». Значений у этого слова два: конструкция в архитектуре над иконами и фресками, которые расположены на фасаде храмов, и пристройка к печке в избах, которая прикрывала вход в подпол. В первом случае конструкция защищала святыни от непогоды, во втором — жильцов от злых духов, которые по поверьям обитали в подвале.
Что касается крестов-«голубцов», то их устанавливали на могилах славян-язычников или старообрядцев. Раньше на место надгробия устанавливались «домовины» или так называемые «избы смерти», которые наполняли припасами для загробной жизни умершего человека. А «голубцы» являются уменьшенными копиями таких «домовин», так как они, по поверьям, были оберегом для усопших. Кстати, избушка на курьих ножках из русских сказок тоже является своего рода «домовиной» и символизирует переход из мира живых в загробный. Что касается старообрядцев, то они ставили такие кресты, поскольку отказывались принимать новые традиции православной церкви.
Напоследок добавим, что призраков или чего-то мистического в мертвой деревне Бочкари мы не увидели, однако находиться там было жутко. Искать остальные дома мы не отважились, да и тревожить покинутое место больше не хотелось, поэтому отправились обратно в Нижний.