С начала 2018 года в Нижнем Новгороде зафиксировано 802 случая мошенничества. И это не только лжекоммунальщики, гадалки и липовые социальные работники, но и преступники, действующие через соцсети, популярные мессенджеры. А еще злоумышленники рассылают поддельные квитанции на ЖКУ и предлагают установить счетчики из будущего. Как сегодня обманывают нижегородцев? Как вычислить мошенника по разговору, и как себя защитить от обмана?
География преступлений весьма обширна — 70% мошенничеств совершают «гастролёры», которые ездят из региона в регион. Заместитель начальника УР УМВД России по Нижнему Новгороду, подполковник полиции Игорь Ксенофонтов рассказал, что не так давно задержали преступную группу, у которой более 60 эпизодов преступной деятельности. Злоумышленники не останавливаются на одном регионе, слишком высок риск быть пойманными — поэтому они перемещаются по стране.
Как обманывают нижегородцев?
Самые распространенные виды мошенничеств:
1. Контактный способ — непосредственное общение злоумышленника с потенциальной жертвой (телефонный разговор, беседа на улице, проникновение под любым предлогом в жилище):
мошенники входят в контакт с человеком — проникают в квартиру под видом снятия порчи, сглаза, в образе социальных работников, сотрудников разного рода служб, в том числе коммунальных;
звонят, предлагают возместить траты на лекарства, выплатить различные компенсации;
звонят и сообщают о возможности решить вопрос о «вызволении» родственника, «попавшего в беду», за определенную плату.
2. Бесконтактный способ — с использованием технических средств, рассылки спама, СМС и т. д, где злоумышленник не вступает в непосредственный контакт с жертвой, не может напрямую воздействовать на человека, оказывать психологическое давление, а действует опосредованно):
рассылают сообщения с данными о блокировке банковских карт;
рассылки сообщений о возможных выигрышах в лотереях и т. д.
Продавец становится жертвой преступления
— Часто мошенники заражают телефоны вирусными программами. В последние годы также наблюдается всплеск массовой отправки СМС-сообщений о денежных переводах или блокировке карт, — рассказал главный специалист отдела экономической безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка Евгений Павлов. — Если раньше от мошенников приходили только СМС, то теперь они используют соцсети и мессенджеры. Пишут с номера, схожего с телефоном банка — не 900, а 9ОО или 9О0. Продолжают звонить нижегородцам, представляться сотрудниками контактного центра банка или его службы безопасности: «Ваша карта заблокирована, нужно срочно предпринять меры. Для этого сообщите номер вашей карты, срок действия и CVC-код».
Сравнительно новый вид мошенничества связан с досками объявлений. Нижегородец размещает объявление о продаже какой-то вещи на сайте, ему звонит «покупатель», предлагает внести предоплату за товар или оплатить его. Для этого опять же предлагает назвать не только номер карты, но и срок ее действия, CVC-код и коды, пришедшие в СМС. В результате этих манипуляций продавец становится жертвой преступления.
Коммунальные обманщики
— Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые люди. Один из самых часто встречающихся видов мошенничества в сфере ЖКХ — фальшивые квитанции, которые распространяют по почтовым ящикам многоквартирных домов. Так, в 2015 году нижегородцы получили квиточки якобы от Фонда капремонта Нижегородской области о проведении перерасчета взносов за несколько месяцев. Суммы были значительные — от 5000 до 9000 рублей, — говорит заместитель генерального директора ДК Сормовского района Олег Пикунов.
Коммунальщики обратились в полицию. Оказалось, что счет открыл молодой нижегородец, чтобы подзаработать. Обогащение предприимчивого гражданина пресекли благодаря действиям сотрудников ДУК и полиции. Был случай, когда по почтовым ящикам распространили квитанции с одним и тем же именем и призывом помочь нуждающейся семье. Так они хотели решить свою проблему с коммунальным долгом в 40 тысяч рублей.
Совсем недавно поставщик электроэнергии в Нижегородской области обнаружил сайты-двойники своего официального. При попытке оплатить услуги на их сервисах вы можете передать свои персональные данные мошенникам.
Нижегородцам продолжают навязывать услуги, которые якобы оказывают энергосбытовые компании. Мошенники ходят по квартирам, осматривают приборы учета и заявляют жителям: «Ваш газовый счетчик устарел. Его нужно срочно заменить, иначе будут проблемы с поставкой газа. Мы готовы это сделать за 5000 рублей». И люди верят.
На днях появились мошенники, которые также ходят по квартирам и навязывают установку индивидуальных электрических счетчиков, которые автоматически будут передавать данные в ресурсоснабжающую организацию. По словам Олега Пикунова, сейчас таких индивидуальных счетчиков не выпускают, есть только общедомовые счетчики с подобной функцией. Можно сказать, лжеинновация.
— А недавно мошенники пришли прямо в офис ДК Сормовского района. Представились сотрудниками государственного пенсионного фонда и предъявили письмо от ПФР, что мы все в базе данных, нам нужно только заявление написать, и мы будем получать хорошую пенсию. Пока наши работники заговаривали мошенников, мы вызвали полицию, которая задержала злоумышленников с поличным, — говорит Олег Пикунов.
«Заговорите мошенников»
Кстати, один из советов специалистов, как не стать жертвой мошенников — именно заговорить. Действовать тем же оружием, что они используют по отношению к своим жертвам, чтобы ввести людей в заблуждение.
Как узнать мошенника? По словам доктора филологических наук, эксперта в области лингвокриминалистики Михаила Грачева, у мошенников всегда быстрый темп речи — злоумышленник хочет отвлечь внимание, использует разные приманки, настаивает на своей правоте («Вы что, мне не верите?», «Правду говорю, а вы мне не верите»).
— Заговорите мошенника, начните его расспрашивать, сбивая быструю речь: «Вы где работаете? В горгазе? Это на улице Бекетова, где сидит 40-летний вахтер?»… Мошенник кивает, а вы знаете, что и не на этой улице, и никакого вахтера там нет. Ищите противоречия в словах оппонента, — советует профессор.
Точно так же, если вам пишет друг, просит перечислить деньги или звонит родственник, «попавший в беду», задайте ему несколько вопросов для подтверждения, он ли это на самом деле.
— И самое важное — позвоните своему близкому, уточните, все ли у него в порядке, не поддавайтесь панике, не спешите перечислять деньги, — говорит представитель уголовного розыска Игорь Ксенофонтов.
В случае мошенничества с банковскими картами банкиры советуют обращать внимание на номер, с которого вы получаете сообщение. Если телефон отправителя вам незнаком, это не короткий номер банка, значит вам пишут мошенники. И никому никогда не сообщайте CVC-код! Используя номер вашей карты, срок ее действия и этот код, мошенники спишут деньги с вашего счета.
Если к вам не обратились адресно и не указали 4 последних цифры карты, а просто написали «Ваша карта visa заблокирована», значит к вам обращаются мошенники. Если вы перезвоните на этот номер — попадете в их лапы.
— Лучше обратитесь в контактный центр банка, номер которого указан на обратной стороне карты, — напоминает представитель банковской сферы Евгений Павлов.
При покупках в интернете смотрите, у кого вы заказываете товар: реальный ли это магазин, есть ли контактные данные, каковы условия доставки и оплаты. Если товар продается по заниженной цене, вас это сразу должно насторожить. Читайте отзывы о продавце, ориентируйтесь в этом вопросе на рекомендации знакомых, которые что-то покупали в этом магазине.
Если с номера вам приходят СМС о выигрышах призов, блокировках карт и т. д, сообщите об этом оператору — он проведет проверку данного абонента, выявит нарушение договора и его заблокирует его.