Европейский суд разбирался в преступлении девятилетней давности. Страсбургские судьи установили, что нижегородца избили милиционеры в 2009 году. Только вот пострадавший, как и его жена, не дождался торжества справедливости.
Сегодня Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе жителя города Кстово Нижегородской области Александра Рахманова. Суд установил, что он действительно был избит сотрудниками милиции в 2009 году, а расследование было проведено неэффективно. Российская Федерация полностью признала свою вину в нарушении прав Рахманова и согласилась с предложением Европейского суда заключить мировое соглашение с его родственниками.
— 22 июня 2009 года в нижегородское отделение Комитета против пыток обратилась Ирина Рахманова. Она рассказала, что 14 мая 2009 года ранним утром к ней в квартиру позвонили сотрудники милиции. Ей показали непонятную бумагу, которую она не смогла прочитать без очков. Когда она открыла дверь и попросила посмотреть документ, милиционеры ворвались в дом. Ей сообщили, что в ее квартире произведут обыск, — рассказали в Комитете против пыток.
Милиционеры с женщиной не церемонились, «швыряли от одного к другому». В конфликт вмешался супруг Ирины, инвалид второй группы Александр Рахманов. Один из пришедших ударил его в лицо, мужчина упал, люди в масках стали избивать его ботинками в грудь и в живот. После этого на него надели наручники, и один из милиционеров начал задирать его руки вверх. Жена слышала, как он кричал: «Мне больно, снимите наручники, что я вам сделал, я больной старый человек». Только после этого его оставили в покое.
После окончания обыска Рахманова вместе с мужем направились к судебно-медицинскому эксперту. Мужчина почти месяц пробыл в больнице с ушибом головного мозга I степени и со множеством других ушибов и ссадин.
У милиционеров была другая версия. Они утверждали, что в тот день проводили обыск в квартире Рахмановых по факту мошенничества. По их версии, сначала Ирина не хотела их пускать в квартиру, а затем супруги оказали сопротивление, женщина якобы даже укусила одного из них.
За применение насилия в отношении сотрудника милиции ее приговорили к штрафу в 150 тысяч рублей. Дело об укусе было доведено до приговора ровно за три месяца.
А вот расследование избиения нижегородца затянулось на годы. Три раза пострадавшим отказывали в возбуждении уголовного дела, отказы обжаловал Комитет против пыток.
В 2015 году юристы подали иск о компенсации морального вреда, причиненного неэффективным расследованием заявления об избиении милиционерами. Нижегородский райсуд в июле 2015 года его удовлетворил, взыскав с государства 10 тысяч рублей. К сожалению, Ирина Рахманова не дожила до этого решения суда всего два месяца.
В 2009 году правозащитники подали жалобу в Европейский суд по правам человека. 4 июня 2018 года на сайте суда была опубликована информация о коммуникации жалобы (это означает, что она признана приемлемой и что суд начал задавать вопросы сторонам конфликта. — Прим. ред.). А сегодня страсбургские судьи вынесли свой вердикт. Компенсацию 20 тысяч евро получит сын Александра.
— В этом деле было принято решение согласиться на мировое соглашение с российскими властями, так как этого хотел сын Александра Рахманова, унаследовавший права по его жалобе в Европейский суд по правам человека. Учитывая то, что дело не является уникальным и, по сути, представляет собой очередную иллюстрацию существующей практики полицейского насилия, мы согласились с сыном Рахманова и сообщили его позицию суду, — пояснила руководитель отдела международно-правовой защиты Комитета против пыток Ольга Садовская.