13 лет назад 70-летняя Лилия Гремина собралась посетить «Марш несогласных» на площади Горького, но, не дойдя до места, оказалась в милицейском УАЗике. После пяти часов задержания пенсионерке стало плохо и ее увезли в больницу.
26 мая Европейский суд признал, что нижегородка подверглась жестокому обращению со стороны представителей государства и что по этому факту не было проведено эффективного расследования. Также ЕСПЧ установил, что задержание Греминой было незаконным. В связи с этим заявительнице присуждена компенсация 5 000 евро.
— По словам Лилии Греминой, сотрудники милиции потребовали от нее пройти в автобус, а после ее отказа — силой доставили сначала до служебного УАЗика, а потом и до автобуса: двое сотрудников взяли ее под руки, а третий подталкивал в спину, — рассказали в Комитете против пыток. — Считая задержание незаконным, Лилия Гремина выставляла руки и ноги, мешая действиям милиционеров. В ответ на это сотрудники милиции стали выворачивать ей руки, милиционер, сидевший в автомашине, схватил ее за ногу — таким образом ее закинули внутрь УАЗика. При этом Гремину кто-то сильно ударил в область спины. После этого пенсионерку довезли до автобуса и посадили к остальным задержанным.
Лишь спустя четыре часа автобус доставил всех задержанных в РУВД по Автозаводскому району Нижнего Новгорода. Лилию Гремину поместили в подвал. Находясь там, пенсионерка не могла пить, есть, сходить в туалет, ей приходилось стоять, так как мест для сидения не было. Через какое-то время Гремину и других задержанных заставили подняться на четвертый этаж, где ее опросила не представившаяся дознаватель. Около 17:00 Лилии стало плохо, она попросила вызвать ей скорую медицинскую помощь. Приехавшие врачи сделали укол, после чего на своей машине отвезли Гремину в больницу, откуда пожилая женщина отпросилась домой.
— Лилия Михайловна, будучи пенсионером, не являлась членом каких-либо политических партий и движений, о «Марше несогласных» она узнала из листовок. О том, что данное мероприятие фактически запрещено властями, Гремина также не знала. С собой у неё был непрозрачный целлофановый пакет, в котором находился изготовленный ею плакат с надписью: «Едино грызущих Россию за вымирающий в бесправии и нищете народ — к ответу!», — рассказали NN.RU в Комитете.
26 марта Гремина обратилась в милицию с жалобой на действиях их сотрудников. Позднее эта жалоба была передана по подследственности в прокуратуру. Всего за время доследственной проверки по факту применения насилия милиционерами к Греминой было вынесено семь незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В итоге, уголовное дело так и не было возбуждено.
Еще 24 декабря 2007 года юристы Комитета против пыток обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой в интересах Лилии Греминой.
В декабре 2011 года эта жалоба была коммуницирована. ЕСПЧ задал Российской Федерации следующие вопросы: применялось ли жестокое обращение к заявительнице при ее задержании 24 марта 2007 года, получила ли заявительница доступ к эффективному средству правовой защиты на национальном уровне, было ли ее задержание законным?
На национальном уровне юристам Комитета против пыток удалось добиться в суде признания того, что Лилия Гремина в нарушение Кодекса об административных правонарушениях была задержана на срок свыше трех часов, что нарушило ее право на свободу передвижения и ей были причинены нравственные и физические страдания. Суд «оценил» эти страдания в десять тысяч рублей.
Но даже и по этому эпизоду никто из милиционеров наказания так и не понес, поскольку следственные органы в ходе расследования не выявили конкретных лиц, участвовавших в незаконных действиях.
Сегодня Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе Лилии Греминой. Страсбургские судьи установили, что заявительница подверглась унижающему человеческое достоинство обращению и незаконному лишению свободы в нарушение статей 3 и 5 Европейской конвенции по правам человека («Запрет пыток» и «Право на свободу и личную неприкосновенность»). ЕСПЧ также установил, что российские власти не смогли провести эффективное расследование по факту жестокого обращения с заявительницей. В связи с этим ей была присуждена компенсация морального вреда 5 000 евро.
А вот никто из силовиков за грубое обращение с задержанной не ответит:
— Мы очень долго ждали этого решения. Особенно учитывая возраст заявительницы и состояние ее здоровья. И в этом деле мне кажется более важным даже не сам факт решения, а то, что Лилия о нем узнала и, надеюсь, получила удовлетворение от того, что было вынесено справедливое решение. Я думаю, что это будет для нее очень важно, — комментирует сегодняшнее решение суда руководитель отдела международно-правовой защиты Комитета против пыток Ольга Садовская. — Жалко, что решение было вынесено не в России, конечно. К сожалению, с момента событий 2007 года прошло столько лет, что все сроки давности привлечения к уголовной ответственности людей, жестоко обращавшихся с пожилым человеком, истекли, и мы не сможем использовать это решение Европейского суда для того, чтобы требовать возобновления расследования.