На днях Нижний Новгород потряс вопиющий случай. История началась с того, что в Сормове внезапно пропала 10-летняя девочка, выйдя из квартиры. На ее поиски собрались десятки людей: волонтеры, полицейские, местные жители. Спустя несколько часов ребенка нашли в собственном доме — голой, в диване соседа, который пытался спрятать Лизу (имя изменено. — Прим. ред.).
Похитителем оказался безработный Максим Рысев: он быстро раскололся и признался, что раздел девочку и успел воплотить часть своих сексуальных желаний. NN.RU побывал на месте и попытался выяснить, как годами никто из соседей не замечал рядом скрытого педофила и почему Лизу смогли найти лишь спустя несколько часов.
Равнодушное сожаление
Пятиэтажка на Юбилейном бульваре в центре Сормовского района — вполне обычное задание. Первый этаж набит магазинами, а остальные отведены под общежитие. Еще в доме расположено местное депутатское отделение «Единой России», а фасад выходит прямо на Сормовский парк, одно из самых популярных общественных пространств Нижнего.
Место спокойное и тихое: обитатели дома возвращаются в свои комнаты, заходя по пути в пивной магазин за углом. Большинство жильцов могут прилечь на диван только вечером, но есть и любители махорки, просиживающие весь день у открытого окна.
— У нас на этаже детей нет, — сказал нам немолодой мужчина. — Вы лучше поднимитесь наверх, там что-то было.
Пустые коридоры общежития пахнут унынием: на стенах бело-зеленая ветхая краска, а над головой переплетающиеся связки проводов от одной двери к другой. Нумерация здесь необычная. На втором этаже, например, одна квартира и несколько комнат, на пятом — две квартиры. Чудовищная история с Лизой произошла на четвертом: там проход сквозной.
— Здравствуйте, а к *** можно?
— Нет, нельзя, — ответила жительница, уводя ребенка за спину. — Мы одну группу уже выпроводили, вас тоже выпроваживаем. Мы не ***. Всё, всё. Молодой человек, вся информация в РУВД. Здесь до сих пор все соседи находятся в шоковом состоянии. Он урод, да.
Свора детей в глубине коридора за спиной женщины перестала галдеть. Крепкая мужская рука, появившаяся из ниоткуда, резко захлопнула дверь. Дальше оставался только пятый этаж, где дверь открыла нижегородка по имени Татьяна:
— Страшно, конечно, страшно. Семью не знаю, потому что они ниже живут. Я на работе была, не видела, только что пришла. Говорят, семья хорошая, живут с мужем.
Впечатления от общежития на Юбилейном странные: люди живут, но их словно нет. Во время нашего визита кто-то выходил покурить на лестничную площадку: силуэты в окнах выстраивались рядом, со второго и до пятого этажа. Только вот никто либо ничего не слышал про Лизу и соседа, либо отнекивался.
Разговорчивым оказался рабочий, который приехал сюда встретиться с председательницей ТСЖ. Мужчина припомнил, что полицейские обыскивали подвал дома, пытаясь найти 10-летнюю Лизу:
— Мне надо было трубы выгрузить, я смотрю на дверь в подъезд, которая всегда закрыта, и спрашиваю: «А чё она открыта?»
В этот момент подошла сама председательница с пакетом какого-то мусора. На ней был белоснежный пуховик, выбивающий ее из общей картины ветреного полумрака.
— А никто и не будет интервью давать, все в шоке. Задержали его в комнате, потому что в комнате у него нашли девочку раздетую, голенькую. Задержали его, всё. Все в шоке. Семья полноценная, мама с папой, трое детей. Хорошая семья. Девочка в школе не учится, у нее психические отклонения какие-то. В квартире той живет квартирант, года два уже здесь. А семья эта тут лет 20 живет, — рассказала нам женщина.
В день, когда пропала девочка и поймали извращенца Рысева, магазины на первом этаже продолжали спокойно работать дальше. И на следующий день тоже. В одной из торговых точек нам рассказали, что сотрудники МВД заходили посмотреть записи с камер видеонаблюдения — правда, ничего не нашли. До их прибытия заходили и другие:
— Мальчик забегал, лет 12–13, пухленький такой. Сестру искал. Было это часов в семь вечера. Потом минут через 40 мама пришла, перед самым закрытием. Не нашли никого тут.
Лизу нашли в день ее пропажи, 11 октября, в соседней комнате. Квартирант долго не открывал дверь полицейским, но после очередного требования всё-таки ответил. Сотрудники и поисковики услышали в комнате странные звуки в диване: внутри него оказалась Лиза — без одежды. 44-летнего Максима Рысева задержали на месте.
Извращенца оперативно опросили. Он признался, что перехватил девочку, когда та выскочила из родительской квартиры. Раздел и несколько часов был с ней наедине. Следователи предъявили Рысеву обвинение по 132-й статье УК РФ (иные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста) и заключили под стражу. Теперь ему грозит от 12 до 20 лет тюрьмы.
Тихий сосед
Чтобы лучше понять, что такое Максим Рысев, мы изучили его соцсети и прочие данные из открытых источников. Судя по аккаунтам нижегородца, последние несколько лет он активно занимался рукоделием и торговал изделиями на рынке. В ассортименте у Рысева представлены вазы, чаши и букеты, которые выполнены, на первый взгляд, из полипропиленового шпагата (такой же используют для мочалок).
Более интересную информацию о Максиме Рысеве нам рассказали источники, приближенные к ситуации. Он неоднократно пытался брать кредиты, но постоянно получал отказы из-за прошлых проблем с мошенничеством — в 2004-м его осудили по 159-й статье УК РФ. К тому же, вероятно, временами Рысев вел аморальный образ жизни, что повлияло на его платежеспособность.
Мы пообщались с его братом — Павлом Рысевым, который младше задержанного примерно на десять лет. Павел — владелец собственного бизнеса: на него зарегистрировано ООО «В стиле», фирма занимается производством корпусной мебели. Мужчина не очень охотно шел с нами на диалог, однако про свою компанию выразился четко: только он занимается бизнесом, и старший брат там никак не участвует. Но более подробно о родственнике Павел рассказать затруднился.
— Мы так тесно не общаемся. Ну, общаемся, конечно, но не так, чтобы прямо каждый день, — невнятно пробормотал мужчина.
Ответить на вопрос: «Действительно ли Максим мог так поступить с маленькой девочкой?» Павел не смог, а лишь заявил: «Ну, сейчас люди занимаются этим вопросом». Свою оценку действий брата он оставил при себе.