Тема транспорта волнует жителей Нижнего Новгорода всегда, даже в период самоизоляции. Тем более, многие из них взволнованы решением властей передать «народные» маршруты другим перевозчикам. Серьезный резонанс вызвало открытое письмо Дмитрия Каргина (Т-71. — Прим. ред.), в котором он говорит о «беззаконии и лжи». Но, как вы знаете, NN.RU всегда предоставляет своим читателям возможность познакомиться с разными точками зрения на проблему. Поэтому мы обратились в областное правительство с просьбой подробно рассказать о том, почему возникла эта сложная ситуация. На открытый разговор согласился заместитель губернатора Сергей Морозов.
— Сергей Эдуардович, каким образом сегодня работает маршрут № 71?
— На данный момент — до проведения конкурса — обслуживанием маршрута занимается муниципальное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс». Автобусы ходят каждые 10–15 минут: муниципальный перевозчик выпустил на линию ровно столько автобусов и точно в таком графике, какой показывал на этом маршруте через центральную диспетчерскую систему ранее работавший здесь частник. Разница только в том, что вместо ПАЗов средней вместимости (45 пассажиров) на маршруте работают автобусы большой вместимости (110 пассажиров), в которых действуют льготные и пересадочные проездные билеты, а стоимость проезда составляет 26 рублей при безналичной оплате и 28 рублей — при оплате наличными. А ведь Каргину пассажиры платили 30 и 35 рублей соответственно.
По данным, которые ранее предоставлял перевозчик в Минтранс, себестоимость провоза одного пассажира в марте на маршруте Т-71 составляла 20 рублей. Более точную информацию получить невозможно, так как поездки, оплаченные наличными, через автоматическую систему оплаты проезда перевозчик не регистрировал. При этом количество пассажиров, перевезенных по данным предприятия, на 30–50% больше, чем зарегистрированное автоматической системой оплаты проезда.
С учетом 200 новых автобусов, купленных при поддержке правительства Нижегородской области в прошлом году, на предприятии нам подтвердили готовность полноценно обслуживать до проведения конкурса этот маршрут, а также при необходимости усилить имеющиеся социальные маршруты, в режиме обычных рабочих дней.
Мы ежедневно проверяем работу и этого, и остальных маршрутов. В первую очередь мы смотрим на соблюдение эпидемиологических требований: есть ли у водителей и пассажиров защита органов дыхания, дезинфицируют ли перевозчики салоны автобусов, что делается для того, чтобы люди в автобусе соблюдали дистанцию. Многие перевозчики оперативно устраняют нарушения. Например, на тот же 71 маршрут НПАТ добавил автобус в утренний час пик в ответ на жалобу пассажиров на заполненный салон. Речь идет об автобусе, который выходит из Сормова в 5:30. С интервалом 10–15 минут в это время пущен дополнительный автобус. В случае, если нарушения продолжатся, к предприятию будут применены санкции.
— Но ведь нижегородцы жалуются, что отменены и другие маршруты, что будет с ними?
— Что касается других маршрутов, на которые сегодня перестал выходить частный перевозчик, то по ряду из них — например, это Т-92 и Т-63, где сейчас люди ездят на дублирующих маршрутах — с учетом запроса от нижегородцев в ближайшее время будет выбран временный перевозчик. Это может быть как муниципальное, так и частное предприятие, которое подаст заявку в установленной форме и приложит к ней пакет подтверждающих документов. Например, на маршрут Т-71 было подано четыре заявки, три из них не соответствовали установленному образцу, в итоге была принята только одна заявка, от «Нижегородпассажиравтотранса».
По некоторым маршрутам, которые практически полностью дублируются муниципальными автобусами, увеличен подвижной состав на муниципальных маршрутах. Например, частный маршрут Т-14 и социальный А-2 дублируют друг друга на 98%.
Конкурсы по выбору постоянных перевозчиков и на эти маршруты, и на маршрут Т-71 будут проведены в течение полугода, в них на равных условиях смогут участвовать все добросовестные транспортные компании, которые будут соответствовать заявленным требованиям.
Подчеркну, что все решения принимались не просто так. 10 апреля, перед тем как отозвать свидетельства на право обслуживать фактически остановленные маршруты, министерство запросило информацию в мэрии Нижнего Новгорода, Центре безопасности дорожного движения и данные с камер видеонаблюдения, чтобы удостовериться, что на маршруты Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89 и Т-92 действительно не выходит ни одного автобуса. Только после подтверждения этих данных свидетельство у перевозчика было отозвано.
— Как правительство планирует поддерживать транспортные предприятия?
— Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области подготовило пакет мер поддержки пассажирских предприятий, независимо от форм собственности. Есть и федеральные меры поддержки: отсрочка налоговых платежей и налоговых проверок, возможность взять кредит под 0%.
В Нижегородской области в режиме нерабочих дней продолжают работать около 70 пассажирских предприятий, больше половины из них — муниципальные. За последний месяц Минтранс провел несколько рабочих групп по транспорту, где в удаленном формате участвовали руководители пассажирских предприятий. Абсолютное большинство из них понимают сложность ситуации, когда пассажирским транспортом люди фактически пользуются только для того, чтобы доехать до работы и домой. Да, мы столкнулись с тем, что коммерческая компания, ООО «Лидер-Транс», предложила в качестве поддержки оплатить ей из бюджета недополученные доходы исходя из показателей аналогичного периода прошлого года, включая плановую прибыль предприятия. Не получив именно такую меру поддержки в течение недели, перевозчик прекратил обслуживание маршрутов, сознательно пойдя на нарушение федерального законодательства, сделав заложниками этой ситуации и пассажиров, и своих работников.
— Куда нижегородцы могут пожаловаться на плохую работу транспорта?
— В случае, если вы столкнулись с плохой работой муниципального транспорта, нижегородский Минтранс просит написать об этом личное сообщение в группу во «ВКонтакте» или на страницу в Instagram, не забудьте указать в описании вопроса время, место и номер маршрута.
Напомним, что в конце апреля стало известно, что маршрут Т-71 больше не принадлежит Дмитрию Каргину, так как 23 апреля Министерство транспорта Нижегородской области аннулировало свидетельства на право выполнения перевозок по маршрутам Т-71, Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89, Т-92 у ИП Каргин и его партнёров ООО «Лидер-транс» и «Победа-НН». Дмитрий Каргин уверен, что кто-то решил воспользоваться «военным временем» — эпидемией коронавируса — и заполучить его бизнес. Перевозчик не стал молчать, а обратился к нижегородцам и властям с открытым письмом.
30 апреля Арбитражный суд Нижегородской области отказался приостановить приказ регионального Министерства транспорта и автомобильных дорог об аннулировании свидетельства известного предпринимателя Дмитрия Каргина на пассажирские перевозки по маршруту № 71. Решение можно посмотреть здесь.