Жители Нижнего Новгорода ежедневно жалуются на общественный транспорт в соцсетях. Как оказалось, эта нелюбовь взаимна и со стороны некоторых водителей: часть из них сетует не только на условия труда, но и на пассажиров, из-за которых периодически возникают проблемы.
NN.RU отправился на одну из конечных остановок, чтобы напрямую узнать от водителей маршруток о сложностях работы. По просьбе наших собеседников мы не будем раскрывать их имена.
Найти свободного «маршрутчика» для беседы не так просто: времени на перерыв у них немного, и зачастую счет идет на минуты. Их работу контролируют диспетчеры, которые записывают в блокнот время отбытия и прибытия. NN.RU удалось поговорить с несколькими водителями популярных маршруток в Нижнем, и их видение проблем общественного транспорта оказалось неоднозначным.
— Вам честно сказать? Один только мат на языке. Я работаю водителем с 80-го года. 41 год — стаж на автобусах и маршрутках, 3 года в автошколе учил. В советское время частников не было, они пошли в конце 90-х, когда Каргин открыл маршрут, — поделился Иван. — Машин было точно не больше, чем сейчас. Но по условиям труда, что раньше было и что сейчас — две большие разницы, как между черной икрой и гречишной кашечкой.
Причина недовольства довольно проста: в современных реалиях водители работают гораздо больше из-за норм выработки. Первый рейс на одном из маршрутов стартует в 6 утра, и водителям приходится вставать за пару часов до этого. Правда, качество маршруток вызывает вопросы: из-за частых поломок иногда не удается заработать приличную сумму. В среднем водители зарабатывают от 5 тысяч в день. График у них довольно гибкий: кто-то работает стандартные 5/2, но чаще всего — 2/2.
— Все орут: «Давай план, давай план». А что, ездить на этом дерьме? Посмотрите фотографии, это ж ржавая смерть. «Живые» дыры кругом. Все машины 2018-го, им уже в этом году по 6 лет. Вот перед чемпионатом мира они покупали, но сейчас новых-то нет, — рассказал Иван.
Ситуация «в парке», то есть у муниципальных автобусов, проще: техосмотр проводится, по словам водителя, каждые 8–10 тысяч пробега. А вот у частников — «пока не сломается»:
— Сломался, в гараж приехал, там тебя залатали по-быстрому, и пинком под задницу: «Давай, ехай, деньги зарабатывай». Нормального ТО я в нашей конторе не видал… Три года работы, и ни разу не видел, чтобы он в целом нормально проводился. Это не только у нас — у всех такая прелесть.
Несмотря на проблемы, Иван свою работу искренне любит: по его словам, он с детства мечтал стать водителем автобуса. Таких же увлеченных работой людей тяжело найти, поэтому текучка кадров в этом бизнесе довольно серьезная, но пока что нижегородец уходить не собирается.
— Раньше уважаемая была профессия, а сейчас... В прежние времена и помощь на дороге была, и сам чужому поможешь. «Монтажку» дашь, ключи и что там нужно. А сейчас уже народ сволочной стал. Помогут только знакомые. А то и пролетят тоже.
Однако нашлось и противоположное мнение. Например, водитель маршрутки Т-45 отказывался с нами разговаривать из-за весьма веской причины:
— Жаловаться? У нас тут таких нет. Работа хорошая, комментировать не буду, — отрезал водитель.
На разных маршрутах разные условия — это рассказала NN.RU одна из диспетчеров. По ее мнению, компания, занимающаяся обслуживанием маршрута Т-45, предлагает весьма неплохие условия:
— Не захотел 45-й с вами беседовать, да? У Мещерякова хорошо. Машины тоже хорошие.
К слову, работа диспетчера очень важна. Как выразилась нижегородка, она «гоняет» маршрутки, следя за их расписанием. Не обходится и без конкурентов: они высматривают окна, в которые лучше всего отправить рейс, чтобы маршрутки не пересекались. Арсенал состоит из секундомера и тетради, куда записываются все прибывающие на стоянки маршрутки.
— Ай, собачья работа тоже. Считай, в четыре встаю, в пять из дома ухожу, в шесть вот здесь. С шести до восьми — четырнадцать часов в день. Час на дорогу, час обратно. Целый день на улице, — посетовала диспетчер.
Нижегородка работает уже 24 года, по сути, с самого становления маршрутного такси в городе. Что раньше, что сейчас — большие проблемы вызывают безбилетники. Значительная часть зарплаты зависит именно от количества пассажиров, так что с зайцами водители стараются бороться.
— Сколько народу не платит… Вот я езжу домой на 45-м. Он ездит без кондуктора — считай, что задняя площадка не будет вообще платить. Кричи не кричи — без толку. Зарплату-то в основном от билетов отдают, по билетам подают.