Ни один турист не застрахован от неприятностей на отдыхе. Что делать, если вам попался нечестный туроператор и отдых оказался под вопросом или проблемы возникли уже за границей. Публикуем советы Роспотребнадзора.
Если вы узнали, что туроператор прекратил свою работу, а деньги за тур вы ему уже отдали, вам должны возместить ущерб. В первую очередь — загляните на сайт туроператора. Там может быть информация о том, как вам вернуть деньги, а также на сайт ассоциации «Турпомощь» — Tourpom.ru. Также вам нужно написать заявление о возмещении ущерба.
Что делать дальше, если тур не состоялся
Туристу нужно сразу же обратиться к стаховщику (с заявлением о выплате страхового возмещения) или банковскому гаранту (с заявлением о выплате денежной суммы), которые указаны в договоре, на сайте туроператора или в едином федеральном реестре туроператоров — Russiaturism.ru/operators). К заявлениям нужно приложить весь пакет документов.
В заявлении на компенсацию должно быть:
1) ФИО туриста, заключившего договор, а также его контактные данные (почтовый и электронный адреса, телефон).
2) Дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора.
3) Номер договора с туроператором, дата его заключения, а также даты начала и окончания тура.
4) Наименование туроператора.
5) Информация об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков по данным услугам.
6) Размер реального ущерба, причиненного туристу.
7) Реквизиты документа, подтверждающего отказ туроператора добровольно возместить туристу причиненный реальный ущерб, номер и дата вступившего в силу судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба — если требование предъявляется по банковской гарантии.
8) Банковские реквизиты для перечисления средств возмещения.
К требованию необходимо приложить:
1) Копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста.
2) Копию договора о реализации туристского продукта, если договор оформлялся на бумажном носителе, или договор, оформленный в форме электронного документа.
3) Документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Если же тур состоялся, и вы находитесь на отдыхе
— Если вас не выселяют из отеля, проверьте, оплатил ли оператор ваши билеты домой. Если да, то обращаться в страховую нужно, когда вернетесь.
— Если вас выселяют из отеля и/или туроператор не оплатил билеты обратно — оплачивать все это придется самостоятельно. Все чеки и квитанции сохраняйте. Когда вернетесь — обратитесь к страховой. Также в этой ситуации специалисты советуют обратиться в «Турпомощь» (Tourpom.ru, +7 (499) 678–12–03).
Что дальше
Страховая организация должна рассмотреть ваше заявление в течение 30 дней со дня получения. Узнайте в организации результаты и получите возмещение.
Вы также можете подать в суд на туроператора с требованием выплатить штрафы, пени, упущенную выгоду и моральный вред. (В суд можете обратиться по месту жительства, месту нахождения перевозчика либо месту заключения договора).
Какую экстренную помощь можно потребовать за границей?
Турист, находящийся за пределами Российской Федерации, вправе потребовать обеспечения экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (Tourpom.ru, тел.: +7 (499) 678–12–03, круглосуточно).
В нее входит:
перевозка туриста в место окончания путешествия;
обеспечение временного проживания туриста в гостинице до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия — если период вынужденного ожидания перевозки составляет более 12 часов;
трансфер от гостиницы до аэропорта (вокзала и т. п.);
необходимое питание;
обеспечение неотложной медицинской и правовой помощи;
обеспечение хранения багажа.
В обращении к организации необходимо сообщить
фамилию, имя и отчество туриста (туристов);
адрес места нахождения туриста (туристов);
номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента);
контактную информацию автора обращения;
факты, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору.
Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения им обращения туриста. Решение доводится объединением туроператоров до автора обращения немедленно всеми доступными средствами связи.