Страна и мир Фронтовой инстаграм летопись Фронтовой инстаграм: Николай Смирнов возил топливо для танков болотами, пока остальные трусили

Фронтовой инстаграм: Николай Смирнов возил топливо для танков болотами, пока остальные трусили

Всю войну он работал шофёром на «Студебеккере»

Николай Смирнов — третий справа

В своем проекте «Фронтовой инстаграм» мы публикуем фотографии военных лет и рассказываем истории людей, которые запечатлены на этих снимках. Сегодня речь пойдёт про Николая Александровича Смирнова, который в годы Великой Отечественной войны был водителем «Студебеккера» — цистерны-заправщика. Он бесстрашно подвозил топливо даже на болота, куда многие ехать боялись.

Смирнов Николай Александрович был призван в ряды Красной армии в ноябре 1943 года, было ему в то время восемнадцать с половиной лет. Военную подготовку в качестве шофёра проходил в городе Богородске. Об этом рассказывает племянница Николая Надежда Васильевна Смирнова.

На фронте молодой человек продолжил службу в автомобильном полку на грузовом автомобиле «Студебеккер» US-6, короткое прозвище — «студер». Именно он запечатлен на снимке справа за деревьями. Николай воевал на Первом Белорусском фронте во Второй гвардейской дивизии 285-го батальона.

— Автомобиль считался надёжным и прочным, но, в отличие от наших грузовиков, требовал более качественного топлива и смазки. Эта машина высокой проходимости не боялась ни песка, ни снега, смело вступала в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами, — рассказывает Надежда Васильевна. — В суровые годы войны автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарной «Катюши».

«Студер» Николая Александровича был цистерной-заправщиком. Солдат во время сражений подвозил к танкам горючее.

Николай Александрович в последние годы жизни

Односельчанин ветерана Борис Леонидович Фёдоров говорит, что Николай Смирнов ничего не боялся.

— При боях под Польшей, где в основном была болотистая местность, машины утопали в вязком грунте. И многие водители отказывались подвозить горючее к танкам. Николай не трусил. «Студер» его тоже ни разу не подводил.

Интересный момент: на машине напечатан номер «В-2–68–73». Никакой системы в то время в этих знаках не было, и делалось это специально, чтобы ввести врага в заблуждение.

Победу Николай Александрович встретил в городе Дульфенберг. С войны вернулся в родную деревню Кулигино Варнавинского района только в 1950 году. Всё это время он продолжал службу в Красной армии водителем.

За годы службы был удостоен наград «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы» и ордена Отечественной войны II степени.

До 2014 года Николай Александрович проживал там же, в Кулигино, в переулке Восточном. Воспитывал приемную дочь Нину. Знакомые говорят, что в небольшом деревянном доме всегда было тепло и чисто.

За помощь с подготовкой материала NN.RU благодарит ГКУ «Нижегородский областной Дом ветеранов».

Если у вас также сохранились снимки военных лет, присылайте их на нашу почту news52@iportal.ru. Главное требование — они не должны быть портретными, а должны отражать кусочек военной жизни. Ждём ваши истории!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления