Мы возрождаем проект «Мир глазами нижегородцев», и сегодня в эфире — рассказ от первого лица о сплаве по бурной реке Вижай от Александра Дельта. Этой весной — в самый разгар коронавирусных ограничений — он отправился самоизолироваться в суровый Пермский край. Как всегда, только в компании лодки и рюкзака.
Авторский стиль, пунктуация и орфография автора сохранены.
— Ещё в прошлом году договорился с пермской командой на заброску на очень живописную реку. Купил билет до Перми на самый дешёвый белорусский поезд и начал собирать вещички. Но… неожиданно началась всемирная истерия, связанная с традиционным весенним гриппом. Белорусский поезд отменили. Утром галопом, как взмыленный лось, понесся на вокзал. Очень удачно, как мне казалось в тот момент, взял билетик на другой поезд. В радужном настроении отметил это радостное событие и начал сушить сухари.
Через неделю пришла печальная информация из Перми: указом ихнего губернатора запретили выход на природу. На всех традиционных маршрутах и выездах из города выставлены ментовские посты с репрессивными полномочиями. И пермский народ слегка шуганулся. Основная часть группы отказалась от похода. Но самое гнусное это то, что в Перми отменили все (!) пригородные электрички... Ваще дурдом! Хуже, чем у нас.
И снова утром, как всё тот же взмыленный лось, понесся на наш вокзал. Взял билетик уже до города Чусового, но на сутки позже. Оттуда электрички уже есть.
Вернулся домой. Снова отметил очередное радостное событие и решил попробовать запихать кучу своего барахла, объёмом в три куба, в два маленьких рюкзачка. Получилось с четвёртого раза. Конечно, всё не влезло… Значит придётся на чём-нибудь экономить или немножко мерзнуть. Впрочем, как всегда.
В день отъезда выволок свои рюкзаки на лавочку у подъезда, помахал ручкой одной соседской физиономии, высунувшейся излюбопытства из окна и приготовился к пешей заброске на вокзал. И тут подъезжает машинка, а из нее выпрыгивает моя деточка. Оказывается, она подговорила своего мальчика подвезти своего бестолкового папашу. Волнуется все же, заботится.
Народу в вагоне человек десять. «Братьев по разуму» — то есть туристов — нет. Верхние полки пустые. Замечательно! Напротив тётенька, к родне едет, на боковушке дяденька, он наоборот, от родственничков сбежал. «Треснули» с ними по чуть-чуть за старт заранее приготовленную дозу.
На следующий день доехали до Чусового. А какая там ситуация в связи с общей заразой? Щас узнаем.
Картина такая: на вокзале прогуливаются три ментовских патруля. Из поезда выходят пассажиры. Все нормальные, цивильные люди с чемоданами, сумочками, кейсами… Их собрали в небольшую толпу, проверяют паспорта, выясняют цель приезда. Кого-то куда-то отводят для дальнейших разборок.
Подходят ко мне. Встали полукругом с суровыми мордами. Я уж подумал — всё, блин! Придется жить в каком-нибудь «отстойнике» пару недель. Ну, ладно хоть кормить будут, а потом на маршрут пойдём.
— Парень, ты куда собрался?
— Как «куда»? На самоизоляцию. Свято выполняю все ценные указания партии и правительства! Уйду в тайгу и скормлю всех вирусов местным клещам...
— На сплав што-ль? Куда?
— На Вижай. А больше некуда, ваши коллеги все дороги перекрыли. Щас вот билетик возьму на электричку.
— Так вокзал на ремонте. Касса вооон там. Давай мы тебе поможем вещички перенести?
— Давайте. Спасибо, мужики!
До электрички полтора часа, на улице солнышко, на вокзале и вокруг него людей живых нет вообще. До нужной станции Лаки доехал в полдесятого вечера. Уже темнеет. Может, это и к лучшему. Как шпиён-диверсант проберусь до реки вдоль поселка мимо всех часовых.
Только отошел от платформы, сразу провалился в какую-то жидкую грязь по колено. А нефига по тайге ходить в цивильных ботиночках! Достал болотники из рюкзака. Во, нормально! Пошёл…
Дорога жёсткая, а сверху слой жидкой грязи выше щиколотки и подмерзать начинает. Прусь со своей телегой как по замороженному болоту. Через час выяснилось, что на дороге за последний год раскопали большой карьер и оттуда «Кразами» грунт вывозят. Несмотря на на майские праздники и этот карантин работают даже ночью.
А темнотища вокруг... Как-то прополз по краешку этого карьера. Полз довольно долго, зато дальше дорога нормальная, чистая. Пробежал через посёлок, добрался до реки. Ещё надеялся, может кто из туристов будет. Никого.
Время уже час ночи. Почти на ощупь нашёл место между двумя сугробами, чтобы вздремнуть до утра. Перекусил ещё домашними плюшками, выпил 50 грамм за приезд. Отбой. А как-то холодает, блин… Спи, Дельтик бестолковый. Занесло же тебя опять.
Всё небо в звёздах! Слышно как река рядом плещется…
В полпятого подъём. Небо чистое. Мороз градусов десять. Щас солнышко поднимется из-за леса, разогреет.
Начал потихонечку собираться, согрел воды на горелке. Ладно, жить можно. Собрался, упаковался, подтянулся к реке, всё погрузил, привязал… На дороге, двигаясь в мою сторону, показались три фигуры в полувоенной одежде. Кто такие? Хрен знает… Дожидаться не стал, отчалил.
Все, свобода! Вырвался на волю. И щас пофигу мне все ваши запреты, карантины и заградотряды. И никто меня тут не догонит, кроме медведя. А с ним проще договорится.
На реке ваще всё замечательно! Весна была ранняя, ледоход уже прошёл. Только сверху иногда пролетают небольшие льдины, вперемешку с небольшими деревьями. Вода средняя. Иду курсом от одного берега до другого, обходя всплывающие из воды камушки и «проламываясь» через стоячие валы (неподвижные, относительно берега, волны. — Прим. ред.) и «бочки» (речные препятствия с пенным котлом у основания и обратным течением на поверхности. — Прим. ред.). Ваще обалденно! Жаль только, фотик не достать — третья рука ещё не выросла.
Долго не пойду. Щас найду хорошую стоянку и упаду на неё. Отосплюсь после всех вокзалов, пешей грязевой заброски и предыдущей почти бессонной ночи...
О, нашёл! Хорошая стояночка на высоком берегу с нормальным выходом. На ней старое кострище с ещё прошлогодними дровами. И площадка под палатку без снега.
Выбросился, обустроился. На небе — солнышко. Тащусь на берегу на пеночке (туристический коврик. — Прим. ред.) в полудрёме с кружкой кофе. И вдруг — звонок! Это барышня Александра-командор пермской команды. Сообщила что стартуют завтра от Пашии. А мне до туда километров сорок. Успею ли до них дойти, нет ли- завтра узнаем. Идут малым составом и коротким маршрутом.
В лесу лежит наст в полметра. И оттуда холодом тащит как из холодильника. А на берегу тепло! Сегодня отбой пораньше, чтоб завтра быть бодрым и свеженьким.
Подъём в пять часов. Солнышко светит! На всякий случай налил 50 грамм Бурхану. Его забывать нельзя, а то обидится, буянить начнет. А мне это надо?
Отчалил. Река безо льда совсем другая. Петляет, как наша Линда. Каждые сто метров поворот в любую сторону. Течение быстрое, на каждом повороте прижимы к очередной скальной стенке, стоячие валы метр с лишним и «бочки» в русле. А где река становится чуть шире, то основное течение идет вдоль берегов, а в середине реки сплошной водоворот. Лодку крутит во все стороны. И как всегда ветер в морду. Чтоб не расслаблялся.
Что очень хорошо — нет завалов из прилетевших сверху деревьев. Наверное, лёд с собой всё утащил. Иду легкими зигзагами от берега до берега. К скалам близко не жмусь, чтоб не размазало по стенке как масло на плюшку. Карты у меня нет. Где нахожусь — точно не знаю. Но появилась сотовая связь, значит Пашия где-то недалеко.
На правом берегу какие-то здания появились. Приближаемся. Река стала шире и чуть спокойнее. Встал в середину, достал сигаретку. Отдыхаю под солнышком.Показался мост, а перед ним команда катамаран собирает. Увидели меня, ручками замахали.
Это была самая живучая и взбалмошная часть пермской команды во главе с командором-Александрой. Остальные почему-то не пошли. Наверное, репрессий напугались. При встрече, как всегда, дружеские приветствия с радостными воплями. Дособирали катамаран, пошли.
Решили пройти «Пашийский прижим» (опасный порог на реке Вижай. — Прим. ред.) и встать на стоянке, где у меня планировалась днёвка. Не торопясь догребли и пошли посмотреть, что там творится. Воды в «прижиме» ваще мало. От воды до моста, под которым в прошлый раз я еле пролез, два метра с половиной. В трёхстах метрах от захода в порог поперёк реки какая-то техногенная бочка от берега до берега. И из неё кое-где торчат какие-то железяки, которых с воды не видно.
Навстречу вышел толстенький дяденька. Объяснил, что посмотреть порог не получится, так как он находится на казенной территории, а вход запрещён. Конечно, блин! Ведь это секретнейший керамзитовый завод с музейным оборудованием 18-го века.... Решили через «бочку» суда провести, чтоб не продраться, а дальше — как положено.
Прошли хорошо, без всяких неприятностей. А тот толстенький хмырь, который нас не пустил, стоял на мосту и ждал, чтоб кто-то кувыркнулся. Обломилось ему. Дальше начинаются острова, оставленные драгой. Договорились идти правым берегом до стоянки.
А время уже много. Я шёл первым, увидел хорошую стоянку перед ЛЭП, даже со столом и кострищем. Дождался остальных, решили встать здесь. Быстренько организовали костёрчик. Приготовили супчик, поставили лагерь. Вот только вода уж какая-то высокая... Если чуть поднимется, нас может смыть в реку на радость щукам и хариусам. А потом начался общий походный ужин. Вкуснейший супчик в связке с салатом под водочку и спиртик. И, естессно, кружечка кофе с мокрой печенюшкой. А потом душевный разговор и по чуть-чуть за встречу, за «прижим», за поход, за следующий поход.
Поплакались друг другу, что второй раз не получился поход на Вильву. Значит что-то не пускает. В следующем году решили идти на Усьву, с самого верха. Ну что, сонную дозу и спать. Отрубились уже ночью.
Подъём не очень поздно. А у нас ещё полный стол накрыт! И никакая зверюга ничё не спёрла. Только чаю согреть. Ну и кофейку барышням.
Собрались, отчалили. Народ как-то торопится. У них кому-то когда-то на работу надо успеть. Я иду до своей стоянки. Днёвка у меня там. К сожалению, пермяки просвистели мимо этой стоянки. Они обошли дражный остров с другой стороны и не успели уйти со струи. Только издалека помахали ручками и улетели вдаль. Ну, ладно. Семь дюймов под гондолой!
А я выбросился. Вытащил вещички, поставил палатку, пошел за дровами. По тамошним меркам, за дровами ходить далеко. Аж метров десять от стоянки. Все ноги сотрешь, пока притащишь. Я натаскал, на неделю хватит.
А на небе солнышко! Птички поют, ветра почти нет, комаров нет. Только клещи пытаются загрызть, но ничего, отобьемся как-нибудь… Отвалялся, слегка отъелся, маленько попьянствовал. Погулял по окрестностям, куда можно пройти. В лесу наст больше чем полметра. Иногда проваливается по самые...эти. И холодно как зимой. Днём тепло под тридцать градусов, а ночью вода в котлах замерзает.
Всё, хорош валяться.... Я понимаю, что лень — это двигатель прогресса. Но родина требует трудового подвига, душа просит экстрима, а жопа жаждет приключений! Сегодня попробую дойти до егерского кордона. А деваться некуда, вода поднялась на метр с лишним и все стоянки будут залиты. А вставать на «пятачке» два на полтора как-то не очень хочется. Только когда уж деваться некуда и выбора нет — это нормально. Так что лодку на воду, весло в руки и гребем. До кордона около 40 км.
Иду между островами, оставленными драгой. Общего русла нет. Мощная струя бьёт во все стороны. Рулежка между островами от берега до берега. А в середине сильный водоворот. Двухметровые воронки всплывают прямо по курсу лодки. И ветер, по привычке, обязательно в морду…
Стараюсь идти левым берегом. Или держать его в зоне видимости, чтоб мимо избы не пройти. Во! В лесном массиве просвет появился. А над берегом труба торчит. А под трубой дом стоит! Где-то рядом пёс тявкает и грустный Кузмич на берегу Муську гладит.
— Привет, Анатолий Палыч!
— Сань, ты что-ль? Я тебя третий день жду....
— Ну, вот. Дошёл, из последних сил.
— Сам вылезешь? Или в тебя Муськой бросить?
— Да щас выберусь, вот только в берег воткнусь.
А течение сильное, от берега просто откидывает. Но удалось выбраться с первой попытки и в нужную точку!
Обнялись с Кузьмичем, целый год не виделись. Вещички затащил на его летнюю веранду. Подошла Муська, обнюхала, узнала, на ручки забралась. Чуть позже сбегала в лес. Принесла угощение для гостя — жирную мышку. Спасибо, Мусь!
Времени у меня много. В цивилизации раньше 11-го числа нечего появляться — не будет билетов на поезд. Поэтому завис я у Кузьмича на два дня. Он был очень даже не против. Грустно ему там одному. А тут собеседник появился.
На следующий день стал собираться. Оставил все излишки продуктов. На всякий случай проверил «ласточку» свою. Да, всё нормально.
— Ну ладно, Анатолий Палыч, пошел я. Не буду слишком долго надоедать.
Обнялись на прощанье, треснули «на посошок» и в путь. До населенки примерно 60 километров. На полпути надо бы стоянку хорошую найти.
За ночь вода еще поднялась. И течение сильнее стало. Участок дражных островов закончился. Река стала шире. Лодку тащит как под мотором. Щас дойдём до куда-нибудь. Увидел большую скалу слева. Как-то вроде жил я где-то напротив неё. Ну да, вон на правом берегу что-то есть. Вылез посмотреть.
А чё, нормально всё. Остаёмся. Вечер уже. Несколько смущает только одно — вода плещется прямо под самой кромкой берега. И если река хоть маленько поднимется, может смыть как котёнка. Хотя на самой поляне нет никаких признаков паводковой воды.
На ночь палатку ставить не стал. По старой привычке ночевать буду в лодке, из соображений безопасности. Один рюкзак в нос, другой в корму. Весло привязал к лодке, лодку к дереву. Котлы и кружка на кустах висят.
Всё небо в звёздах. Дождя не будет… Наверное. Тент вешать не стал.
Утром разбудило солнышко. Прямо напротив меня из-за леса поднялось. А так хотелось ещё поваляться! Ну ладно, встаем, собираемся и стартуем.
Направление ветра поменялось и на небе появились тучки. Как бы дождя не было… До города где-то уже недалеко. Опять появилась телефонная связь.
Чтобы не ночевать на городской окраине, надо бы присмотреть местечко на ночь. А вода высокая, все стоянки залиты. Ну, иду потихонечку. Смотрим налево, смотрим направо.
Слева скала почти вертикальная, справа река из которой растут кусты с деревьями. По правому берегу показалась железная дорога. Но вставать около неё, тем более недалеко от платформы как-то не очень хочется. А тучки подходят уже темненькие.
Ничего страшного, у меня есть в запасе запасное местечко. Туда и пойдём.
За пятьсот метров до нового моста сворачиваю аккуратненько налево и в кустики. Только бы не промазать — течение сильное, выгрести назад против него я не сумею. В запасе только одна попытка!
Лодку держу под сорок пять градусов в сторону берега и иду впритирочку к кустам. Вот оно! С разгону — швырк! Попал. И тучка подошла, подморосила чуть-чуть. Всё понял, не расслабляемся, быстренько встаём.
Это местечко именно на одного-двух. Даже палатку поставить негде. Натянул тент. Все вещички под него. Вот оно счастье!
Костёр разжигать страшно — вокруг одна сухая трава. На горелке согрел воды. Заварил супчику, сделал кружку кофею. И начался дождь....
А я под крышей и со всех сторон прикрыт от ветра. Да самый ништяк! И вдруг — очередное несчастье! Спирт закончился даже в ремнаборе, блин.
Дождь моросил всю ночь. Утром закончился, но всё небо в тучках. Быстренько собираюсь и в путь.
Бурхану налил что было — кипяченой воды из бутылки. Ну, что есть. За час дошел до автомобильного моста. И сразу за ним — площадка. Пока всё сухо и без дождя — раскидал по кустам всё своё барахло, чтоб проветрилось. У мимо проходящего дяденьки уточнил короткую дорогу до вокзала.
Досушить полностью всё не успел. Из-за леса приблизился темный дождливый фронт. Не фига ждать, дома досушим. Собираемся и валим отсюда!
До вокзала дошёл без большого напряга. Тут уже город, везде асфальтовые дороги.
Идти легко, это не по тундровым зимникам ползти. Народу нет никого. Все, как и у нас, напуганы болезненной пропагандой. Зато в магазине нет очереди за пивом. Дошёл до вокзала, заглянул в кассу. Там барышня симпатичная!
— Ах, барышня! Мне бы билетик до Горького.
— Когда?
— Да хоть через час.
— Одну минуточку, сейчас посмотрю.
Через полтора часа электричка до Перми. Оттуда ещё через час поезд.
— Спасибо, барышня! дай Бог Вам мужа богатого.
Добрался до Перми. Не то что на вокзале, даже на привокзальной площади никого! А вход на территорию вокзала сделали через временные пункты пропуска. Зачем — не очень понятно. А двери в этих «пунктах» похоже от туалетов поставили. Только боком можно протиснуться.
Я через них даже с рюкзаком пройти не могу. А про телегу свою уже молчу....От души выражался пока, в три захода, не прошёл это препятствие. Правда, не по-русски, чтоб тамошние менты претензиев не предъявили. Спасибо Красной Армии, что-то ещё помню.
А дальше еще веселей. Вскарабкался по парадной лестнице- как на третий этаж вполз. Зашёл в здание. А там человек десять скучающих охранников.
— Ну, парень, ты попал! Ща мы твои рюкзаки распотрошим и досмотрим.
Я им сразу сказал, что никогда не любил пермский вокзал. Но не думал, что он хуже нашего. Оказалось, всё-таки лучше. Шутят они так от скуки.
Поезд Владивосток — Москва. Он всегда идёт набитый под самую пробку, только ноги из окон торчат. А тут практически пустой! В вагоне человек десять. А проводница, бяка ушастая, пыталась повредничать. «Куда ты с таким грузом? Не пущу! Щас начальнику пожалуюсь!»
Подошел начальник. Даже ничего не сказал, просто повернулся и ушёл.
Всё, грузимся. А я на голодном пайке больше суток. Щас забабахаем королевский ужин под четверочку, купленную по пути от реки. А за бортом дождь начался. Как мы вовремя упаковались. Тут с потолка не капает, со стен не дует, вообще балдёж. Всё, отбой. Завтра подъём полшестого.
Утро. Наш Московский вокзал. Вокзал полностью перекрыт и всех людей выпускают только в одну дверь. А там ментов человек десять, толпа каких-то волонтёров и ещё какие-то подозрительные личности. Выпускают в город только после подписки на так называемую самоизоляцию. Ну чё, и меня записали. Да ладно, выживем. Зато добрался за сутки после старта со своей стоянки. Никак не ожидал. Не торопясь добрался до дома. И вот мы уже здесь.