--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Помогите научить первоклашку пересказывать.

Развитие. Психология. Воспитание (общая основная тематика)
1178
43
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Не думала, что столкнемся с такой проблемой. У сына отличная память, стихи и рассказы наизусть с 1-2 раза, а вот пересказать своими словами - проблема.
В школе задали по окр. миру нарисовать животное и составить про него небольшой рассказ и выступить перед классом. Все сделал, но пересказать не может! 6 предложений никак! Сам расстраивается, я расстраиваюсь, второй раз уже так. У него уже комплекс. Я не хочу, чтобы он это наизусть учил, я хочу осмысленный пересказ. Уже и опорные вопросы, и картинки - никак.
Подскажите игры, пособия на отработку навыков пересказа. Будем усиленно работать, ибо школа - это постоянные пересказы.
Хочу начать с простого, поиграть в определения слов. Например - ложка - это....
машина - это...
мяч - это...
Надо выработать что-то вроде алгоритма, память есть, мышление есть, а системы нет.
Не могу нигде найти никакой подобной игры. Может кто-то что-то подскажет?
Хочу так же каждый день, чтобы он выбирал животное (начнем с них) и составлял к нему опорные вопросы, а затем по ним рассказывал.
Пособия, нуждаюсь в хороших проверенных пособиях, сайтах, приемах. Ибо за короткое время надо этот навык отработать до автоматизма.
Из игр можно попробовать крокодил, Элиас и активити (есть вроде детские версии).
Там надо описать слово, без однокоренных, что бы второй человек угадал это слово.

Ещё в одной из тем про более детские варианты подобных игр писали, там вроде картинки животных и надо их описывать и угадывать, но там играют и 3летки уже.
Спасибо! Пойду смотреть.
Мы играем в игры типа угадай предмет, животное, когда куда нибудь идем пешком, в школу на кружки и т.д. Начинали с зелененький кусается :) Играю и я то же, описываю животное со всех сторон, притворяюсь что не поняла и всяческие вопросы дополнительные задаю. Еще есть игра карточная, где ребенок звуками, движениями или описанием должен докладывать что там у него нарисовано, а все остальные угадать.
ЗдОрово! Тоже ведь много времени в дороге на кружки проводим. Будем играть в "зелененький, кусается" это ему понравится.)
А, это игра "Крокодил" - кажется называется. Как-то мы не играли ни разу, надо попробовать, с приятелями наверное весело будет играть.
О22
02.03.2018
В Крокодиле изображать нужно. А объясняют в элиасе, воображарии, в общем, таких игр сейчас много. Мы все вместе играем, взрослые и дети, дети очень стараются правильно формулировать свои мысли:)
Да для него это тоже очень полезно, это работа для мозга, не каждый взрослый справится.
Поделюсь проверенными методами, правда, для пересказа на иностранном языке (суть от этого, я думаю, не меняется). Я так учу своих учеников.

1. Задавайте не опорные вопросы, как вы написали, а вопросы с очевидным ответом. Кто, что сделал - например.

2. Если и с этим тоже трудности, задавайте не специальные, а альтернативные вопросы: белка живет в дупле или норе? Так выбрать будет легче, и процесс обучения пойдет быстрее.

3. Определения, про которые вы написали, на самом деле, очень сложное задание. Вот та же ложка. Это что? Я, кстати, долго думала:). Предмет посуды, который мы используем, чтобы есть жидкую пищу). Я утрирую, конечно, но ведь это именно определение. А вам, судя по всему, нужны описания. Поиграйте в игру "я вижу что-то". Дома, а еще лучше на улице выбираете что-то и описываете: "я вижу что-то высокое, каменное, оно светит" (фонарный столб).

4. Описывайте картинки, но не рассказом, а в вопросно-ответной форме. Или загадывайте кого-то, описывайте, а ребенок угадывает. Потом меняетесь. Идеально подходят виммельбухи. Удачи вам!
Спасибо! Да, видимо ему посложнее надо, чем выбор очевидного ответа. Он может рассказать, если я задаю вопросы: кто это? ареал обитания? что ест? как размножается? Но рассказ из всего этого сляпать не может...
Нам видимо все нужно, и описания, и определения.
С теми же животными. Олень - это травоядное животное, крупное, с ветвистыми рогами, обитает там-то и там-то, питается тем-то и тем-то. Да, пожалуй вы правы, именно с описательным рассказом у нас проблема.
Да, спасибо за игры, сразу так и не сообразишь во что поиграть.
Можно спрашивать так: что ты знаешь про оленя? (Расскажи все-все что вспомнишь). Так же спрашивать про ложку и другие предметы и явления (что ты знаешь про ночь и день, про зиму , про лето...) Сами услышите получается ли рассказать, подскажете по ходу игры. Пусть сначала просто вспоминает все-все, если окажется что сложно
Вот тоже дошла до этого опытным путем вчера. Говорю, расскажи, что вообще знаешь про крайта, все что тебе запомнилось, рассказал, где-то что-то упустил, но в общем и целом все вспомнил. А теперь, говорю, алгоритм такой: 1. Название животного 2. Как выглядит, какого размера? 3. Где живет? 4. Чем питается? 5. Почему опасен?
Не смог и все тут. По порядку никак, системы нет.
Мини сочинение недавно писали, по опорным вопросам, после каждого вопроса - вопросительный взгляд на маму. В общем, надо как-то оттренировывать это.
А сегодня на уроке, вон, ниже писала, собрался и смог. Не знаю как уж он рассказывал, видимо экспрессии было много, потому что всем понравился его рассказ. Учительница хвалила его, в числе 6 человек, кто смог рассказать.
Можно попробовать его же пересказ (расскажи всё, что знаешь про того-то) записать. И потом оттуда уже искать ответы на вопросы.
ЮНА
02.03.2018
Мы с дочерью, чтобы пополнить ее словарный запас, играли в такую игру: я ей показываю предмет, например дерево и задаю вопрос, какое оно. И она мне перечисляет: высокое, зеленое, красивое и т.д., пока варианты не исчерпаются.
Понимаю, что это не совсем то, что Вам нужно, но эта игра и времени не занимает много, обычно на прогулке или в дороге мы так развлекались.
Это все то, это признаки предмета. Они есть у него в пассивном словаре, но никак не можем вывести их на активный уровень. И в это будем играть тоже. Спасибо.
Блик
02.03.2018
Бобриха писал(а)
Ибо за короткое время надо этот навык отработать до автоматизма.

Осторожнее, если "уже комплекс", есть риск избыточными стараниями усугубить проблему. Одновременно думать и говорить в режиме монолога для большинства первоклашек задача очень сложная. Важно разделить задачу: составить рассказ может, на опорные вопросы ответить может. Я бы отдельно отрабатывала навык монолога - в свободном режиме. То есть поощряла бы любые рассказы: что в школе было, как гулять ходил и тп - активно, эмоционально слушая.
Выучивание 6 предложений в данной ситуации тоже не ужас-ужас, особенно - если публичные выступления идут туго. Выученный текст дает уверенность. А вот потом можно задать пару-тройку уточняющих вопросов, заставляющих формулировать ответ.
И хвалите за всё, что получается)
Блик писал(а)
Выучивание 6 предложений в данной ситуации тоже не ужас-ужас, особенно - если публичные выступления

Вспомнила, есть ещё такой момент: допустим ребенку ОЧЕНЬ легко было запомнить эти шесть предложений, вот он сам, неожиданно для себя их выучил. Дальше куда их из головы девать? Намеренно, в обход отвечать другими словами, сверяясь с выученным предложениями? Это точно оч сложно для ребенка. :) Мои так иногда и отвечали: мама, ну я случайно выучил и пока не могу забыть )))
Блик
02.03.2018
Да, мои тоже этим страдали. Прошло по мере нарастания объема. Но, если на вопросы связно отвечали, я не заморачивалась. Не всё сразу.
Я вот долго не могла избавиться от своего дипломного выступления.))))
Да, уж если он выучит, он эти фразы еще неделю повторяет невпопад везде.) У него именно гибкости не хватает. Об одном и том же разными словами, слово заменить, предложение перестроить. Ну, это особенности его психики. Но я все-таки думаю, что это можно как-то наработать. Пригодится.
Одновременно думать и говорить почему сложно, не поняла? Вы хотите сказать у первоклашек на автомате пока всё?
С разделением задачи это я поняла уже. Составил рассказ сам, записал, на опорные вопросы ответил, дальше все. Запомнил первое предложение намертво, и дальше не сдвинешь, а если у него сразу не получилось, то всё, жизнь не удалась, пошел рыдать, швырять и т.д. Уже писала, что сказала ему: Перескажи просто все, что тебе удалось запомнить, не по порядку". Пересказал. А рассказ слепить не смог. Дала алгоритм: 1. Название животного 2. Как выглядит,размер 3. Где живет? 4 Чем питается? Не смог.
Наш папа советует, пусть зазубрит расскажет и забудет, а я против. Я за осмысленный пересказ. И потом, он на раз два выучивает то, что ему нравится, а вот то, что надо, на чем взрослые настаивают, это извините, не дождетесь.
К публичным выступлениям относится спокойно. Тянет руку, с удовольствием выходит и рассказывает и показывает - артист.
В общем, ниже уже писала, выступил сегодня, всем понравилось, и ребятам и учительнице, хвалила его. Собрался и смог. Но тренироваться все равно, считаю, нужно.
Хвалю, хвалю много, поддерживаю. Спасибо.
Блик
02.03.2018
Бывает, что чем больше старается ребенок, тем хуже делает. Так что важно не зацикливаться на неудаче. Если публика вдохновляет, всё наладится. Здорово, что всё получилось)))
Вот я паникерша, все-таки!
Сегодня учительница сказала, что рассказал, и так ребятам понравилось, что все его хвалили!
Значит собрался и смог! А утром до слез, не могу, говорит, и всё тут, ушел в школу расстроенный!
Сегодня окрыленный из школы шёл.
Вот я и удивляюсь, я ему читаю, он сам постоянно что-то читает, а тут такой казус.
Все дело в психологии.)
Но заниматься и играть все же будем. Чтобы стресса не было при ответе.
Эдда
02.03.2018
Мы делали так. Я читала вслух, потом я сама рассказывала то, что запомнила, специально не близко к тексту и немного даже меняя порядок изложения. Мне кажется, дочке на моем примере удалось понять, что такое "своими словами". К концу первого класса она уже без моего примера нормально пересказывать стала.
Да, читая ваше сообщение вспомнила, когда он маленьким был и наотрез отказывался рисовать, мне тут посоветовали, чтобы я тоже рисовала каляки маляки, а не красивые рисунки, и правда, помогла тогда. Может действительно на примере.
yanna1
02.03.2018
как Блик написала - пройдет с увеличением объема. у нас также было - наизусть проще, чем пересказать. вообще "из головы" очень плохо говорила - короткими предложениями, да-нет-не знаю. и на вопросы также отвечала. в марте 1-го класса подписались под НОУ, сделали доклад - 2 страницы 12 шрифтом через один интервал. прочитала, первые пять-шесть предложений наизусть - дальше все, не помню. бились-бились, не получается. я говорю "ладно, не получается, значит не будем в этом году выступать, на следующий год поучаствуем". ребенок радостно закивала "ура-ура, от меня отстали". а на следующий день задумчиво так заявляет: "думаю, все же надо выступить" и все эти две страницы спокойно пересказывает. не то, чтобы своими словами, очень близко к тексту, но если где-то слово или фразу забыла, спокойно дальше говорит.
не сказать чтобы сейчас она стала прямо оратором, супер красиво не выскажется, но рассказывает все что угодно, какими угодно словами. может наизусть, может коротко в двух словах.
Вот я и опасаюсь увеличения объема, сразу хочу какой то алгоритм дать, чтобы уже текст любого формата не представлял затруднений.
yanna1
02.03.2018
с хорошей памятью текст любого формата трудностей не вызовет. ну расскажет он его наизусть, никому от этого плохо не будет. я помню, мы с подругой пересказывали друг другу книги формата "графини монсоро" и "наследника из кальтутты". близко к тексту.
вот научить ребенка пересказывать кратко - это проблема, в школе их этому не учат сейчас
aniutann
02.03.2018
Я в свое время покупала ребенку вот такие пособия, там 5 или 6 частей. Это было в 4 года. Но может и вам подойдут.
Ивна
02.03.2018
Бобриха писал(а)
Я не хочу, чтобы он это наизусть учил, я хочу осмысленный пересказ

А что плохого в том, чтобы выучить эти 6 несчастных предложений наизусть?
Зачем искусственно усложнять задачу?
По мне, так объем текста в 6 пр. слишком мал для свободного пересказа.
Ну, как вам сказать, вот если бы вас, предположим учили рисовать млекопитающих, вы предпочли бы, чтобы вам объяснили общий принцип рисования млекопитающих, и вы смогли бы нарисовать любое животное, либо, вам объясняли бы, как рисовать каждое животное?
Я предпочитаю, чтобы он свободно владел словом, и мог легко описать любое животное, явление, или что там еще есть, без заучивания. Считаю, что учить наизусть надо только произведения великих авторов.
Ивна
02.03.2018
Бобриха писал(а)
Я предпочитаю, чтобы он свободно владел словом, и мог легко описать любое животное, явление, или что там еще есть,

Надо сказать, что я рисовать-то в свое время училась. Так вот, существует такая метода как копирование; т.е. ученику дается достойный образец, который он копирует, набивая руку - делается это вовсе не с целью вырастить плагиатора, а с целью довести навык до автоматизма, чтобы не испытывать потом затруднений с техникой в собственном творчестве.
В изучении иностранных языков есть методика заучивания текстов - тоже неплохо помогает для овладения свободной речью.
Так и в вашем случае: если ребенок волнуется перед выступлением, текст небольшой и неплохо написан, память хорошая - зачем усложнять простейшую задачу, когда на ее примере можно доводить навык до автоматизма.
А хотите хорошего владения словом - разговаривайте с ребенком побольше, да книжки ему хорошие давайте, но уж не пересказ по "алгоритму"!
Копирование картин великих мастеров, да, есть такой прием. Вот и в литературе он есть, когда детям задают наизусть чтение отрывков великих писателей и поэтов, я как раз об этом и писала, что учить наизусть надо произведения великих авторов. Согласна.
Мой ребенок не волнуется перед выступлением, наоборот, всегда рад показать и рассказать. Выучить наизусть для него вообще не проблема, как раз проблема в том, что если переставить два слова, или одно слово забыл, или не дай бог перебили, задали вопрос во время выступления, то всё, ступор, всё кончено. Поэтому я и хочу, чтобы это его не смущало. И еще, это сейчас 6 предложений, потом будет 10, потом 20, потом по нескольку страниц, параграфы по физике, истории, и т.д., их тоже наизусть учить? Я предпочитаю понимание.
Насчет разговоров, всем бы такого разговорчивого ребенка как мой, радио не надо, и говорим мы с ним часто и подолгу. А книжки я ему читаю с трехмесячного возраста, вот сейчас 8 лет, а я всё читаю, и это нам обоим доставляет удовольствие, и сам он уже года два читает свои книжки, выбирает сам, что хочет, я не слежу. И всем всегда советую читать своим детям, считаю, что это чрезвычайно полезно. Поэтому единственное, что я могу сделать, дать некий остов пересказа, некую основу, скелет, если хотите. Потому как в голове то у него много, но системы нет. Алгоритм, только звучит страшно, а на самом деле полезная штука.
Ивна
02.03.2018
Бобриха писал(а)
это сейчас 6 предложений, потом будет 10, потом 20, потом по нескольку страниц, параграфы по физике, истории, и т.д., их тоже наизусть учить?

Вы когда в тренажерный зал приходите, сразу на штангу по пять "блинов" навешиваете, или все ж с гантелек начинаете?
Так и в школе: постепенно с 6-ти стр. до 6 листов доходят, а не сразу, как бы мамам этого ни хотелось.
А алгоритм - штука замечательная, только при одном условии: что человек его выработал сам и под себя; а не мама сказала, как "правильно" учить.
Вот я и думаю, что правильному пересказу с пониманием текста лучше приучить с 6 предложений, а не с параграфа в 6 страниц по физике.
Мне вот никто не подсказывал "как правильно", поэтому у меня коряво выходило, а я могу ему помочь, и помогаю.
В жизни сотни навыков и сотни алгоритмов, и все человеческий детеныш должен вырабатывать на своем опыте?
Плавать, например, на лыжах кататься, на коньках, читать, даже бутерброд делать, лучше ведь, если научат сразу правильно... Зачем велосипед изобретать?
Ивна
02.03.2018
Бобриха писал(а)
и все человеческий детеныш должен вырабатывать на своем опыте?

Ну, это зависит от того, что Вы ждете от "детеныша"! Если Вы считаете его недостаточно способным к тому, чтоб применять и вырабатывать собственные алгоритмы (на своем исключительно опыте!), то нужно готовить его к тому, что он всегда будет искать кого-то, кто научит его, несмышленыша, что делать сначала, а что потом.
Примеры алгоритмов, которые может выработать ребенок?
Ивна
02.03.2018
Бобриха писал(а)
Примеры алгоритмов, которые может выработать ребенок

Как ему самому удобней пересказывать текст, например - может быть, не сразу, но со временем - точно научится!
Не научится. Мой не научится, если не заняться с ним этим. У него есть сильные стороны, и я их знаю, но это не пересказ.
Почему вы, кстати так уверенны, что он научится? Разве мало людей, которые двух слов связать не могут? Что им помешало самостоятельно выработать алгоритм?
Ивна
02.03.2018
Ивна писал(а)
Если Вы считаете его недостаточно способным к тому, чтоб применять и вырабатывать собственные алгоритмы (на своем исключительно опыте!), то нужно готовить его к тому, что он всегда будет искать кого-то, кто научит его, несмышленыша, что делать сначала, а что потом.
yanna1
02.03.2018
Бобриха писал(а)
помешало самостоятельно выработать алгоритм

вот Вы умеете рисовать на уровне великих художников? а что мешает?
ораторство, владение словом - такой же талант, как рисование или программирование - кто-то достигает невероятных успехов, а кто-то только азы может освоить, как ни старается. мозги у всех устроены по-разному.
у меня дочь читать научилась раньше, чем говорить (внятно и понятно), а говорить более-менее связно стала классе в третьем, когда увлеклась написанием фанфиков. а у сослуживцев двух дети - ровесники моей, лет с трех такие речи выдавали - заслушаешься. имхо, это врожденное. развивать можно и нужно, но не до фанатизма - навык "красиво говорить" конечно в жизни полезен, но не необходим.
поверьте, ребенок с хорошей памятью не будет испытывать трудностей с пересказом
вот то, что Вы говорите, что он не может на вопросы ответить, если его при рассказе перебить - это плохо, но тут, кмк, не надо учить его пересказывать, надо учить понимать. не требуйте связного рассказа всего текста, задавайте вопросы, пусть он отвечает, тогда и при выступлении трудностей не возникнет - рассказывать он будет наизусть, но смысл понимать и на вопросы ответит
Liko
02.03.2018
Тоже первоклашка дочь. Доклады по ОМ именно заучиваем. Пуст не до зубрежки. может поменять сама слова на попроще или изменить порядок предложений. Но учит. Ей сложно пока своими словами сделать доклад. Проблем с пересказом у нее не вижу, т.к. интересный мультфильм или книжку пересказывает без проблем. А у вас мультфильм может пересказать?
Мультики, да: "Бух, тыдищ, а он его бах, и тот упал, ха-ха-ха, а потом хоп, и все, здорово мам,да?" Примерно так. Любит из контекста выдергивать, например, то, что знает и читал только он, а остальные не в курсе, он причудливым образом вплетает это в свой рассказ и поди вообще догадайся что к чему. Но, бывает и расскажет, это как найдет.
Liko
02.03.2018
Нет, моя вполне прилично рассказывает.
Но мы с ней бились довольно долго из-за пересказа прочитанного. Буквально абзац читает - пересказывай. Не можешь пересказать - читай снова. Сначала у нее был затык, что она не могла пересказать дословно, как стих, расстраивалась и отказывалась вообще пересказывать и читать. Долго объясняла что от нее требуется, что мне нужен от нее смысл прочитанного, можно одним предложением весь абзац. Как дошло, так проблем все меньше и меньше.
Вот, те же проблемы, читает, если наизусть рассказать не может, вообще отказывается пересказывать. Смысл улавливает и в сложных текстах, на вопросы спокойно отвечает, а вот пересказать своими словами - нет. Все таки тренировки рулят.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Ограждение, барьер, заборчик для детских садиков и домов ребенка

Ограждение, барьер, заборчик для детских садиков и домов ребенка. ООО ЭКСИМО ФОРТА изготавливает по индивидуальным размерам и чертежам...
Цена: 5 000 руб.

Постельные комплекты эконом

В наличии имеются комплекты постельного белья для односпальных кроватей: Комплект мпо (матрац ватин, подушка синтепон, одеяло синтепон)...
Цена: 1 200 руб.

Большой детский деревянный манеж 1,5х2,0м с калиткой для двойни

Большой детский деревянный манеж 1,5х2,0м с калиткой (32000 руб) Манеж на заказ по индивидуальным размерам. Большой детский деревянный...
Цена: 32 000 руб.

Костюм для девочки "Вoom", р.92 (1,5-3 г.)

Комплект для девочки "BOOM by Orby" после 1 ребенка в идеальном состоянии. Размер 92 (1,5 - 2 года), но на куртке и брюках...
Цена: 2 000 руб.