Семья репортаж Путешествие в Кулебаки. Как корреспондент NN.RU попытался разобраться в проблеме с «умными» счетчиками двух энергокомпаний, и что из этого вышло

Путешествие в Кулебаки. Как корреспондент NN.RU попытался разобраться в проблеме с «умными» счетчиками двух энергокомпаний, и что из этого вышло

Продолжение истории многодетной семьи Мокровых

Корреспондент NN.RU съездил в Кулебаки с проверкой

В Кулебаках жители жалуются на завышенные счета после установки у них «умных» счетчиков. Например, одной женщине в начале этого года пришел счет под 300 тысяч рублей. Другая столкнулась с угрозой лишения родительских прав после отключения света. Корреспондент NN.RU отправился в Кулебаки разобраться в ситуации и обнаружил проблему, на которую ранее не обращали внимания.

Две семьи, одна проблема


Кулебаки похожи скорее на большую деревню, чем на город, хотя и значатся на карте последним. Уже в центре пятиэтажки перемежаются с частными домиками. В районах подальше во дворах бегают курицы, козы и прочая живность. В одном из таких мест живут наши герои — многодетная семья Мокровых и Елена Одиноких с сыном. Им специалисты «Россетей» пару лет назад установили так называемые «умные» счетчики, а теперь обе семьи пытаются разобраться с огромными счетами за свет. Их шлет сбытовая компания «ТНС-энерго НН».

В отделение «ТНС-энерго НН» в Кулебаках часто захаживают недовольные потребители

О Мокровых и Одиноких мы писали ранее. Первым с марта 2020 года стали приходить счета по 30–40 тысяч. И семья, боясь, что в случае отключения света у них могут отобрать детей, была вынуждена заплатить 100 тысяч сверх того, что она платила обычно за год. А угроза, как мы выяснили, вполне была реальной. Детей российские ювеналы часто забирают у родителей, накопивших долги по ЖКХ. А к Елене Одиноких в начале 2021 года пришел счет под 300 тысяч рублей от «ТНС-энерго НН». На нее подали в суд и отключили свет. Но самое неприятное, что таких историй в городе много. Жители часто жалуются на необоснованные начисления.

Встреча с начальством



На нашу публикацию сразу отреагировали в «ТНС-энерго НН». Мне позвонила пресс-секретарь «ТНС-энерго НН» Татьяна Морель и пригласила прокатиться с проверкой до места. Путешествие растянулось на день, а результаты ее показали, что ситуация огромными счетами и «умными» счетчиками куда запутанней, чем могло показаться на первый взгляд.


Первыми мы навестили многодетную семью Мокровых. Нас у обшарпанных стен бревенчатого дома с облезлой синей краской встретила женщина в серой кофте до колен и сандалиях. Это Лилия Мокрова, мама пятерых детей. Семья ее, мягко говоря, живет небогато. На муже висят крупные алименты от прошлых браков. А у самой женщины лет семь назад обнаружили тромб в легких, ей дали инвалидность. Пособие — вот в основном на что живут она и ее дети.

У Лилии Мокровой много претензий к начальнику кулебакского отделения «ТНС-энерго НН» Александру Щебенькову

Вместе с Лилией Мокровой стояли ее муж Юрий и руководитель местного отделения энергосбытовой компании Александр Щебеньков. Начальник был в маске, в аккуратно отутюженных брюках и рубашке и деловито объяснял семье, в чем та просчиталась.

— Вы можете всё посмотреть в ответах наших, как происходило начисление и за какие показания. Мы их давали и в жилищную инспекцию. Никаких незаконных начислений там не обнаружено. Если вас это не устраивает, я не знаю, как вам еще объяснить, — говорит Щебеньков.

В Кулебаках после установки на столбах «умных» счетчиков многим жителям начинают приходить огромные счета за свет

Муж был в помятых бриджах и майке. Его загорелое широкое лицо выражало возмущение. Лилия Мокрова удерживала его, чтобы он не бросился с кулаками на Щебенькова, и попросила прогуляться.

— Это он сейчас перед вами так вежливо говорит, распинается. А когда мы к нему пришли в кабинет, он даже слушать не стал, хамил, ухмылялся, — возмущается Юрий Мокров.

К упрекам мужа присоединяется супруга.

— Я спрашивала его, почему мне, матери пятерых детей с инвалидностью, которой жить, может, осталось считаные годы, не дают погасить долг в рассрочку. А он мне: «Чего вы хотели, когда судиться с нами вздумали?», — жалуется Мокрова.

Недоразумение вышло


В это время электрики из «Россетей» ходили с ноутбуком и делали замеры электрического напряжения на столбе и около дома. Потом протянули Лилии Мокровой акт на подпись — никаких неполадок в работе «умного» счетчика они не обнаружили.

— Вы электричеством отапливались, вот у вас столько и набежало, — говорит представитель «ТНС-энерго НН» Татьяна Морель. — Но не переживайте, сейчас вам газовое отопление подключили, будете меньше платить.

Женщина с недоверием откликается на попытки ее успокоить и отказывается верить в добросовестность счетчика. Она действительно отапливалась электричеством, но даже с учетом этого счета за свет феноменальные — 41 тысяча за месяц.

— Это у вас не за месяц, — разъясняет представитель службы. — Это как минимум за три месяца.

Здесь, однако, обнаруживается одно недоразумение. В платежках от «ТНС-энерго НН», которые приходили к Мокровым уже после установки счетчика, несколько месяцев не учитывались показания нового прибора. Начисления шли по нормативу, и семья платила те суммы, которые были прописаны в квитанциях.

— Нас в компании уверяли, когда мы обращались, что передавать показания после установки этого счетчика не нужно. Он сам автоматически всё передает, — вспоминает женщина.

После подключения газа расход электроэнергии у Мокровых уменьшился

На поверку же выходило, что «умный» счетчик хоть и передавал показания, в сбытовой компании почему-то их сразу не учитывали. Пока семья платила по квитанциям, незаметно для нее набегал долг по «умному» прибору. А затем при съемке контрольных показаний выходила сума уже в десятки тысяч.

— У сетевой организации есть обязанность по контролю, у вас есть обязанность по передаче показаний. Программа берет автоматически показания большие, которые передали либо вы, либо сетевая компания. Если вы передали показания больше, то берутся показания ваши, если сетевая компания в контрольных показаниях, то будут приняты ее данные. Сетевая компания может не передать показания по какой-то причине, произойдет какой-то сбой, данные не сольются. Поэтому и говорят вам, что лучше ежемесячно передавать показания, — начал объяснять Щебеньков.

В ТНС позднее уточнили, что после приемки счётчика передачу показаний за электричество осуществляет сетевая организация, а у потребителя имеется пульт для контроля энергопотребления. Также все мероприятия по обслуживанию счётчика берет на себя сетевая компания. Право делать контрольный съем показаний прибора учета законодательно закреплено за сетевой организацией.

Без света и работы


Для того чтобы разобраться с огромным долгом, Елене Одиноких пришлось уйти с работы и спешно вернуться в Кулебаки. Это было в начале этого года. Тогда она трудилась на вахте в Варндее, на берегу Баренцева моря. Вернуться из Москвы пришлось и старшему сыну женщины, 20-летнему Дмитрию Одиноких. На него как на прописанного в доме тоже упал долг. К нашему приезду семья уже месяц сидела без электричества с обрезанными во дворе проводами.

Елена Одиноких не понимает, откуда у нее образовался долг за свет в почти 300 тысяч рублей

Когда мы подъехали, Елена Одиноких вместе с сыном разговаривала с электриками. В ее глазах стояли слезы.


— Нас не спрашивая повесили счетчик. Пульт не предоставили. Как мы могли смотреть показания? Вверх карабкаться по столбу? — спрашивает Елена.

Когда на столб рядом с их домом устанавливали прибор, матери не было дома. Никаких актов по его передаче она не подписывала, а прибор был оформлен на умершую десять лет назад бабушку. В «Россетях» позднее уточнили, что поставить счетчик сетевая компания может и при отсутствии жильцов. Обязанность по его обслуживанию и замене, согласно закону, полностью лежит на службе.

Специалисты «Россетей» никаких неполадок в работе счетчика у Одиноких также не увидели, свет семье снова подключили. Зато нашли нерегулированный автомат с торчащими проводами перед счётчиком на чердаке. Такие «отпайки» часто используют для скрутки электроэнергии, что, разумеется, незаконно. Как выяснилось, аппарат установил бывший муж Елены для того, чтобы перенести розетку. Ничего незаконного, по его словам, он не думал совершать. Тем не менее, как заявили позднее в «Россетях», кроме долга в случае подтверждения факта скрутки семье Одиноких еще грозит штраф.

Что решили в «ТНС-энерго НН»


С 1 января 2022 года в Нижегородской области начинается повсеместный переход на интеллектуальные приборы учета электроэнергии. Если до этого «умные» счетчики вешались сетевыми компаниями только в частном секторе, со следующего года их начнут размещать в многоквартирных домах. Однако вопрос безопасности таких приборов еще сохраняется. Поговорив с рабочими «Россетей», мы узнали, что они иногда действительно дают сбой. Правда, такие случаи единичны.

Не все жители умеют правильно пользоваться «умными» счетчиками, а самое главное — им этого не разъясняют

Гораздо более существенная проблема, с которой пришлось столкнуться во время путешествия в Кулебаки, заключается в том, что еще не все жители умеют правильно пользоваться «умными» приборами. Заполучив их, они уверены, что больше передавать показания за свет не нужно. Счетчик сам всё отправит и посчитает. Однако, как выяснилось, это не так. Информация, поступающая от счётчика учитывается не сразу. И пока потребитель, не озабоченный передачей данных, платит по квитанции, у него может накапливаться долг.

В случае семьи Одиноких, которым насчитали задолженность под 300 тысяч рублей, это усугубилось системным сбоем. К счастью, в «ТНС-энерго НН» признали свою ошибку и решили сделать перерасчет.

— Выявлен сбой программного комплекса при работе со счетом клиента, что стало причиной начислений по нормативу вплоть до декабря 2020 года. Клиенту будет сделан перерасчет по нормативу потребления с апреля 2019 года по декабрь 2020 года в общем на сумму 189 тысяч рублей. На остаток задолженности в размере 94 тысяч рублей Одиноких Е. С. будет предоставлена рассрочка, — сообщили в пресс-службе компании.

У многодетной семьи Мокровых компания отказалась пересматривать счета. Долг семьей на данный момент погашен, а после подключения газоснабжения показания за свет значительно снизились.

— Высокое потребление, зафиксированное интеллектуальным прибором учета, вероятно, обусловлено тем, что в период отсутствия газоснабжения отопление жилого дома производилось электроприборами, — ответили в компании.

В сентябре прошлого года нижегородской пенсионерке Нине Нестеровой пришли огромные счета за свет от «ТНС-энерго НН», при этом не за квартиру, в которой жила женщина, а за освещение — в подъезде. В ситуации разобрался корреспондент NN.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления