Нижний Новгород является одним из древнейших и важнейших городов России, который не раз влиял на ход событий в стране. За 800-летнюю историю столица Приволжья собрала огромный багаж из любопытных фактов, событий, крупных происшествий. В этом году Нижний стал первой «Культурной столицей России». Так что «окультуриваемся» — NN.RU собрал 10 малоизвестных и интересных фактов о родном городе.
- Особенность кремля
- Чкаловская лестница — самая длинная в России
- Количество населения Нижнего Новгорода
- Несостоявшаяся столица России
- Почему ГАЗ — легенда
- Улица воров
- Нижегородский клад
- Станция-призрак
- «Проклятая» станция метро
- Первый пассажирский трамвай
Особенность кремля
После того, как на месте деревянной крепости в XVI веке построили каменную, он ни разу не был взят. Даже в годы Великой Отечественной войны на верхних площадках башен располагались зенитные пулеметы, защищавшие город от немецко-фашистской авиации.
Чкаловская лестница — самая длинная в России
Ее строительство началось в честь победы в битве под Сталинградом. Поэтому изначально ее хотели назвать «Сталинградской», но потом у горьковчан прижилось «Чкаловская». Важное дополнение — лестница была построена немецкими военнопленными.
Количество населения Нижнего Новгорода
Нижний Новгород входит в десятку городов-миллионников России, но зачастую сложно представить, о каком количестве людей идет речь. Всё познается в сравнении — по численности населения наш город равен двум Люксембургам, двум Черногориям, двум Македониям и 102 Тувалу (речь про тихоокеанское государство в Полинезии).
Несостоявшаяся столица России
Все шутят, что каждый год Нижний нарекают какой-нибудь столицей, а ведь наш город несколько раз действительно мог сместить Москву. Еще в XVI веке бояре предлагали Ивану Грозному перенести центр из «Белокаменной» в Нижний Новгород. После бояр об этом также задумывались большевики, потому что они хотели расположить органы власти подальше от границы. Но не сложилось.
Почему ГАЗ — легенда
Крупнейшее промышленное предприятие страны, построенное при участии Ford Motor Co. Автомобили ГАЗ быстро стали известными во всем мире. Огромную роль автозавод, наряду с другими промышленными предприятиями города, сыграл в годы Великой Отечественной войны.
Улица воров
В Нижнем есть «улица Карманников» — Ошарская. Из-за большого количества «баров», располагавшихся на этой улице, там всегда было много пьяных и веселых нижегородцев, которых обчищали местные «предприниматели».
Нижегородский клад
В 2007 году во время археологических раскопок был найден клад из 14 слитков-гривен XII–XIII веков, а также первая в регионе берестяная грамота и писало.
Станция-призрак
В нижегородском метро есть станция-призрак — Ярмарка. Она находится между станциями «Московская» и «Стрелка». Проезжая в метро под ярмаркой, можно заметить ответвление, которое как раз и ведет на перспективную станцию. Правда, на нашему веку, скорее всего, ее так и не построят.
«Проклятая» станция метро
Наравне со станцией-призраком еще существует и «проклятая» станция — «Заречная». По одной из городских баек, те, кто поздно вечером проезжают ее, могут услышать голоса призраков погибших рабочих. В 1989 году там произошел прорыв грунта, перекрывший движение поездов. В 2012-м случилось замыкание проводки, приведшее к задымлению станции. Через год на пассажиров обрушилась мраморная плитка, а в 2014 году из-за прорыва трубы «Заречную» затопило.
Первый пассажирский трамвай
Первый пассажирский трамвай в России был запущен в Нижнем Новгороде 8 мая 1896 года: линии были сделаны в районе ярмарки. Также две линии располагались на другом берегу, от Большой и Малой Покровской до кремля и от плашкоутного моста по Рождественской до Скобы. Из-за особенностей рельефа первые трамваи не могли подниматься наверх, поэтому активно использовались элеваторы.