--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

О религиозном многообразии Нижегородчины начала ХХ века

О городе (основной)
116
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
В целях предоставления посетителям форума возможности отдохнуть от политических баталий, варьирующих в широком спектре от Универсиады до Навальниады, обратимся к прошлому родного края, благо есть что помнить и есть что почитать (в обоих смыслах).

Мы продолжаем знакомиться с провинцальной дореволюционной прессой. Страницы быта и жизни наших предков в подробностях и хронике. На сей раз, перед нами статья из "Нижегородских ведомостей", отдел неофициальный, № 32 от 07.08.1902 г., посвящённая "численности старообрядцев и сектантов Нижегородской губернии".

Автор публикации, укрывшийся за инициалами "А.З.", пересказывает обобщённые итоги переписи 1897 года в части, касаемой религиозных культов, имеющих место в губернии, а поскольку толерантностью на Руси тогда не пахло, то термины используются совершенно (по нашим временам) неполиткорректные. Будучи скован цензурными условностями, журналист вынужден выражаться довольно-таки прозрачными намёками на недостоверность статистических данных в отношении официально заявляемого количества старообрядцев (87625 чел. или 5,54% от общего количества жителей губернии). Кроме того, в статье совершенно справедливо обращается внимание на некорректно сформулированные вопросы в анкете: "Слова "православный", "правоверный" и т.п. может употребить и старообрядец, и сектант, даже не из опасения, а из простодушного убеждения в истине своей веры, и во всех подобных случаях попадет не в свою графу". Так что, как мы видим, кривые вопросы стат.анкет - болезнь застарелая. А то, что цифры количества древлеправославных обозначены попросту смешные для Нижегородчины - сомнений нет никаких, учитывая, что большинство жителей северных, заволжских уездов губернии были "никонианами" лишь для галочки, дабы исправник с батюшкой не дёргали.

Современного читателя, помимо прочего, могут изрядно заинтересовать упоминания об экзотических верованиях, которые имели своих адептов на тот момент в наших краях. Если про "молокан"(см. подробности здесь: molokan.narod.ru/ ), подразделявшихся, в свою очередь, на "прыгунов", "старопостоянных" и пр., слышали, наверное многие, то вряд ли кто-нибудь из почтеннейшей аудитории имеет представление о "немоляках" (72 чел) и "пашковцах" - этих на всю губернию было всего двое, но были же ...

Основателем первой из перечисленных сект был донской казак Гавриил Зимин, изначально принадлежавший к беспоповскому согласию старообрядчества. Будучи человеком весьма образованным и упёртым, он довёл до абсурда "буквопочитание", свойственное раскольникам, и дотолковал Св.Писание до того, что его выслали в 1838 году на Кавказ, где он и оформил окончательно своё учение. Немоляки утверждали, что " ... молитву должно воссылать к Богу не ту, которая написана в книгах, но ту, которая исходит от собственных чувств человека, - произносится духом ума. Почему ... возможна молитва только духом ...". Краткая справка по немолякам доступна здесь: www.wco.ru/biblio/books/bulgak1/H1121-T.htm . К слову сказать, учением немоляк, впервые описанным в научной литературе в сер. XIX века чиновником и этнографом В.Толстым, серьёзно интересовались Д.Мережковский и М.Пришвин. В частности, беседам с лидером немоляк нижегородских посёлков Варнавина (тогда бывшего городом) и Уреня, старцем Дмитрием Ивановичем, посвящена немалая часть пришвинской повести "У стен града невидимого. (Светлое озеро)" (1909 г.) - скачать книгу можно тут: files.elsu.ru/nasledie/prishvin_u-sten-grada-nevidimogo.1909.doc.zip. "Поклоняйтесь в Духе и Истине, и будете сынaми Божиими ...", - учил Дмитрий Ивaнович, в котором Пришвин видел "реформaторa стaрообрядчествa" и полагал это течение крайним случаем этакого самопального российского протестантизма. Согласно учению немоляк, Христa во плоти никогда существовало, да и ничего того, о чем написано в Ветхом и Новом Зaветах, не было; но все это совершaется в духовном плaне, кaк aллегория внутренних переживaний. "Все нa себя перевожу. Тaм все обо мне писaно, о человеке", - говорил Пришвину немолякa о своем способе чтения Библии. Пожалуй, самую исчерпывающую характеристику немолякского кредо дал в своем исследовании "Хлыст. Секты, литература и революция" ( www.rulit.net/books/etkind-a...ad-212830-1.htm ) психолог Александр Эткинд: " ... герменевтикa немоляк неизбежно приобретaлa психологический хaрaктер. Христос и Антихрист - рaзные стороны внутреннего человекa. Христос ознaчaет Дух и Слово, живущие в человеке. Сaтaнa - его плоть, покa онa не покоренa Христом. Богородицa - сaм человек (любого полa), потому что он рожaет в себе Христa." Радикальнее Лютера товарищи, однозначно.

Члены "пашковских" кружков, как правило, принадлежали, в отличие от немоляк, к верхним слоям русского общества. Своим возникновением эта секта обязана усилиям подданного Великобритании, лорда Гренвиля Вальдигрева Редстока, участника Крымской войны (1854-56 гг.), в 1874 г. прибывшего в Санкт-Петербург и с большим успехом проповедовавшего в великосветском обществе. Побывав на полях сражений, лорд шибко уверовал в Бога и, самое главное, ощутил потребность в непрерывном миссионерстве, коим и занимался в поте лица вплоть до своей кончины в 1913 году. По своим идейным воззрениям г-н Редсток принадлежал к т.н. "плимутским братьям" ( www.apologia.ru/mddb/152 ). Это движение зародилось в Англии второй четверти XIX в и являлось одним из самых крайних вариантов протестантского фундаментализма. Истинной Церкви как института, с их точки зрения, вообще не существует, а есть только одиночные христиане, которым вполне достаточно собираться по двое или по трое в локальных кружках. Никаких церковных таинств они не признавали и жили в трудах проповеднических ("благовещая"), активно занимаясь благотворительностью в ожидании Второго пришествия и восстановления Израильского царства. В результате работы лорда Редстока, в Санкт-Петербурге была сформирована группа верующих (практически все - аристократы и интеллигенция), следовавшая учению и практике плимутских братьев, получившая название "пашковцев" по имени одного из своих руководителей, отставного гвардии полковника Василия Александровича Пашкова (1831-1902). В 1884 году под руководством Пашкова был созван объединительный съезд евангельских христиан, но набравший силу при Александре III обер-прокурор Победоносцев воспретил это мероприятие, рядовых членов съезда арестовали, а лидеров движухи, включая самого Пашкова, выслали из России. Впоследствии из общин пашковцев выросло движение евангельских христиан в северных российских губерниях, которое, несмотря смешение с баптистами, продолжали сохранять отдельные элементы практики "плимутских братьев" (в частности, "открытое" причастие - см. здесь: www.proza.ru/2011/07/09/294 ) вплоть до сер.ХХ в.

Любопытная деталь, своеобразная ирония истории. После изгнания Пашкова из страны, с 90-х гг. XIX века во главе евангельского движения в Российской империи встал Иван Степанович Проханов (1869-1935), обучавшийся на рубеже веков в баптистском колледже Бристоля и Конгрегациональном колледже в Лондоне. Он же, в 1909 году, стал первым президентом Всероссийского союза Евангельских христиан, вплоть до 1928 г., когда большевики решили окончательно прикрыть все религиозные лавочки в стране Советов и г-н Проханов, за невозможностью отправления религиозных культов, отбыл в Германию. Хотя, еще в 1926 году "русский Лютер" предлагает советскому правительству проект закладки в Сибири города Евангельска ... В принципе, Проханов приветствовал "социалистическое строительство и революционное преобразование жизни", надеясь одухотворить революцию духом Евангелия. Не срослось. Остается добавить, что брат Проханова, А.С.Проханов, не перебравшийся с Иваном в Санкт-Петербург, а оставшийся в родном Владикавказе (предки их были из ссыльных молокан) является родным дедом известнейшего писателя, главного редактора газеты "Завтра" Александра Андреевича Проханова. "Как причудливо тасуется колода"(С) и насколько понятнее становится теперь мистическая жилка, сквозной линией проходящая через все книги и публицистику писателя (подробнее о религиозно-наследственном бэкграунде А.А.Проханова можно прочитать здесь: ad-marg.livejournal.com/37503.html ). Кровь, господа, кровь.

В качестве заключения можно и нужно сказать о том, что подобно духовным исканиям народных низов, находивших своё выражение в самых радикальных и странных версиях старообрядчества (таких как немоляки), пашковцы были отражением ровно того же процесса богоискательства - только шедшего в верхнем эшелоне российского общества. Но и то, и другое еретические учения были вызовом совершенно закостеневшей на тот момент, официально сросшейся с государственной машиной Русской православной церкви. Вызовом, на который она отвечала привычными с петровских времён репрессалиями, а как минимум - нежеланием диалога и замалчиванием самой проблемы. Сейчас, когда тенденция встраивания РПЦ в госаппарат подходит к своей кульминации, не худо бы вспоминать иногда о печальном историческом опыте насаждавшегося сверху религиозного единообразия, закончившегося забвением церкви как таковой. По старым граблям ходим.

Оригинал публикации: breviarissimus.livejournal.com/98345.html
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Мужской Хочу свою соседку   -  Anonim_2 18.09.2024 в 17:56:50 26