Город 40 лет по бездорожью. Вспоминаем историю и истории с "Нивой"

40 лет по бездорожью. Вспоминаем историю и истории с "Нивой"

День рождения культового автомобиля

Про помощь на дороге


В последний день лета задребезжала колонка справа. Очень хотелось стукнуть по ней кулаком, в детстве многая техника таким образом чинилась, но на ходу не дотянуться. Остановилась. Выхожу, - пабааам! - на глазах проседает заднее колесо. Пробовала накачать - спускает. Аварийка, перчатки, рабочая жилетка, противооткатные упоры, подняла на домкрате, приперла запаску - ну все сделала. Только болты открутить не могу. Сижу, грустно поливаю их "вдшкой" и думаю, что "тайное" на Кировской трассе - не мой квадрат. Я тут и сломалась впервые в жизни. И вообще...

Ну мне, конечно, помогли. Владимир на "Патриоте" — хороший человек, дай бог ему здоровья. Все поменял, подстраховал до шиномонтажа, даже подождал, пока мне все сделали (оказалось, золотник). Вся неприятность на тридцать минут и сто рублей, а чувство что получила мощную обратную связь от реальности.

ЗЫ: на следующий день колонка была починена путем "залепливания" дребезжащего места жвачкой.

От окраины к центру

В субботу поехали в Собачий проран (это такое место рядом с Малой Ельней, где часть русла Волги делает изгиб вправо). Но просто в проран было ехать скучно, мы решили найти ту стоянку, где были в октябре полтора года назад, когда первый раз, собственно, проран и искали. Собачий проран для нас - место загадочное, блуждающее. Ландшафт там меняется каждый месяц, а по весне так выяснилось, что и каждый день. Путь туда был легок и прекрасен. Даже не заплутали. Проехали деревушку, поразились количеству рыбаков на берегу, окончательно решили тут не вставать и ехать в луга, на Волгу. Самое интересное, что и ее нашли без проблем.

Домой поехали на следующий день, уже в ночь. Вернулись в проран и офигели: там, где вчера было сухо - непролазная грязь, а на месте вчерашней переправы через речку Рахму - бурлящий поток, в котором стоят рыбаки по пояс. Стало страшно. Ну, лично мне. Моя "Нива" – не амфибия ни разу. Покричали рыбакам, спросили, как быть. Рыбаки отправили нас в обратную сторону, пилить по дамбе и искать выезд в Афонино или Подновье. Развернулись. Я на нерве да с дуру неаккуратно въехала в какие-то великие грязищи. Вогнала себя и экипаж в трепетный ужас. Ночь, грязь, разлив, даже за трактором не сбегаешь, а утром всем на работу... Слава богу, хватило ума не закапываться. Парни погрузились по колено в глину и вытолкали на раз-два. Адреналин-с...

Короче, дорогу нашли. На дамбе очень кстати попалось встречное авто, подробно объяснили: "езжай прямо, потом направо, потом налево, как почувствуешь запах неприятный (это он про Артемовские луга) - значит правильное едешь, если упрешься в ворота, немного сдай назад и поверни направо, а там уж увидишь...".

Если бы не эти инструкции, наверное, плутали бы до утра.

А началось все в прошлом веке...

Итак, история создания "Нивы" началась в далеком 1970 году, когда председатель Совета министров Алексей Косыгин поручил АвтоВАЗу разработать свой вариант полноприводного автомобиля, который смог бы проехать там, куда еще не проложили советские дороги. Сначала предполагалось увеличить дорожный просвет и оснастить полным приводом уже выпускавшиеся тогда "Жигули". Однако от этой идеи быстро отказались.

Первый опытный образец появился в 1972 году. Он назывался Э2121, был очень перспективен с технической точки зрения. А за внешний вид был прозван "Крокодилом Геной". В том же году ведущим конструктором назначили Петра Михайловича Прусова, который, кстати, не дожил до 40-летия своего детища меньше месяца (Петр Михайлович умер на 75 году жизни в марте этого года, - прим.NN.RU).

О подготовке автомобиля к серийному производству было объявлено в 1973 году. Примерно в это же время Нива приобрела, стараниями художника Валерия Симушкина, свой привычный внешний облик. От "крокодила" ее отличало наличие цельнометаллического кузова и другая компоновка агрегатов. По сути, несмотря на то, что Симушкин должен был "облагораживать" уже существующую версию автомобиля, дизайнер на свой страх и риск сделал альтернативный проект.

В 1974 году АвтоВАЗ выпустил первые 15 предсерийных образцов. Они успешно прошли госиспытания: пробег по Предуралью и Уралу (4000 км), по Средней Азии (13 000 км), экзамен на Дмитровском полигоне и на грунтовых дорогах (16 000 км). А к ХХV съезду КПСС – было выпущено еще 50 авто. Эти автомобили в продажу так и не поступили. Их обкатывали и собирали информацию о дефектах. Первый серийный образец ВАЗ 2121 сошел с конвейера 5 апреля 1977 года.

Первые" Нивы" стоили 9 тысяч рублей. Это было ненамного меньше, чем стоимость "Волги" в то время. Немного странно, если учитывать, что автомобиль был рассчитан на сельского жителя. После увеличения цен в 1979 году "Нива" стала стоить 11 тысяч рублей.

С момента своего появления "Нива" произвела сенсацию за рубежом и стала самым экспортируемым советским автомобилем. Сравнительно недорогая для Запада цена, комфорт легкового автомобиля, высокая проходимость и неприхотливость в обслуживании снискали ей поклонников по всему миру. Сегодня в это трудно поверить, но жители Германии записывались в очередь, чтобы приобрести новую "Ниву". В разные года на экспорт уходило 50-80% производимых авто. География широка: страны Латинской Америки, Африка, Ближний Восток, Западная Европа, включая Францию, Италию и Великобританию. Для последней, впоследствии, разработали праворульную версию автомобиля. Кроме этого, для стран с увеличенным налогом на объем двигателя, выпускали "Нивы" с мотором 1,3.

Однако стоит отметить все же, что за рубежом "Нива" продавалась в отличной от оригинала комплектации: панорамные зеркала, расширенные колесные диски, люки, более удобные анатомические сиденья и другие "навороты", которые бурно расцвели со временем и на родине автомобиля. Но уже при доработке талантливых "гаражных" мастеров.

О внедорожных качествах "Нивы" ходили легенды. В 1981 году "Нива" выиграла две престижнейшие гонки мира — "Ралли Туниса" и "Алжирское ралли". Она покоряла не только пески, но и снега. В 1990 году автомобиль доставили, по просьбе российских полярников, на станцию Беллинсгаузен в Антарктиде, где она эксплуатируется до сих пор. В 1998 году автомобиль принял участие в высокогорном походе, добравшись своим ходом до базового лагеря на Эвересте, высота 5200 метров. А годом позднее в Гималаях автомобиль взял высоту 5726 метров над уровнем моря.

Показательно, что в 1986 году японцы подарили Петру Прусову рекламный буклет модели Suzuki Vitara с надписью "Крестному отцу этого автомобиля".

Все 40 лет автомобиль выпускался без особых изменений. За это время автомобиль подвергся рестайлингу всего несколько раз.

Стоит отметить появление в 1993 году модели ВАЗ-21213 "Тайга": 83 лс, вместо 80 и объем двигателя 1,7, вместо 1,6. В 1996 году началось производство длиннобазовой пятидверной "Нивы" – ВАЗ-2131 "Кедр". В 2002 году с конвейера сошел первый автомобиль "Chrevrolet Niva". В августе 2009 года начали выпускать модернизированную "Ниву", на которой использованы некоторые детали с "Шеви-Нивы". В 2015 году – появилась городская модификаци автомобиля - "Лада Урбан".

В далеком уже 20 веке производители планировали прекратить выпускать "Ниву" в 2005 году. Однако несмотря на то, что модель считается морально устаревшей, ее тактико-технические характеристики и сегодня не оставляют автолюбителей равнодушными. Автомобиль продолжает пользоваться спросом как в России, так и за рубежом.

Фото: Светлана Шуга,wikimedia.orgЕвгений Халилов,commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lada_Niva

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почтуnews@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте",Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналыв Twitter, Viber и Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления