6 августа четверг
СЕЙЧАС +18°С

С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ

Рассказ о местах, куда не проедет «пузотерка»

Поделиться

Унжлаг представлял из себя около 30 лагпунктов, численность заключённых в разные годы достигала 30 тысяч человек. Наш маршрут был построен на основе топографических, спутниковых карт, опыте других путешественников, джиперов и велотуристов.

Задача была пройти от поселка Красный луч через несколько лагпунктов, высоковскую скважину глубиной 2670 метров, несколько заброшенных деревень — и выйти в деревне Горчуха. Всего в рейде участвовало 9 автомобилей. За 2 дня удалось преодолеть около 100 км.

Начало пути проходило по следам узкоколейки. Ее рельсы давно вывезены охотниками за черным металлом, ну а насыпи представляют из себя вполне пригодные для движения на подготовленном внедорожнике направления.

Приходилось много двигаться на лебедке, пропиливать завалы упавших деревьев, преодолевать небольшие речки и ручьи вброд. Повезло что весна была без сильного половодья: некоторые колеи очень глубокие, но сухие.

Большую сложность в этот раз предоставляли мосты, состояние которых оставляло желать лучшего. С проездом каждого внедорожника на таких мостах несущих бревен оставалось все меньше, колеса постоянно проваливались между оставшихся, а высота некоторых мостов над уровнем рек достигала 7 метров. Трухлявые конструкции с каждым движением сотрясались, осыпались, но мужественно держали 2–3-тонные автомобили.

Лагерь 13

Сохранились стены деревянного корпуса с решетками. Рельс, проходящий через ствол березы, следы существования других корпусов, колодцев.

Лагерь в урочище Поржня

Сейчас там ведутся лесозаготовки, визуально ничего не обнаружили. Только провалы земли, из которых растут деревья. Вероятнее всего, именно тут были бараки, склады, здания.

Самое интересное по дороге на Поржню — это след «медвежонка», попавшийся случайно на глаза. Размер обуви в кадре — 45.

Высоковская поисковая скважина

Это скважина глубиной 2670 метров. Здесь искали залежи нефти и газа. Ровная поляна 300 на 300 метров сейчас заросла молодым лесом, саму скважину нашли не сразу.

Сначала наткнулись на кернохранилище из старого вагона и деревянные строения, в одном из которых тоже скважина, но не такая глубокая. Рядом — толстые рукава (видимо, для откачки воды). По пути обратно случайно заметили в зарослях большие плиты, а чуть подальше и саму скважину. Она законсервирована.

Урочище Высокое

Название говорит за себя. Остатки построек находятся на поле с редко растущими деревьями, просматривается красивый вид с горы на возвышающийся вдалеке лес. Рядом случайно увидел торчащий рельс узкоколейки.

На поляне несколько очень глубоких колодцев. В один чуть не упал: воронка замаскирована сухой травой. Деревянная шахта ещё сохранилась. Визуально глубина метров 5, не меньше. Если упасть, то выбраться без посторонней помощи будет невозможно. Соорудили из досок ограждение и обозначили сигнальной лентой. В ещё один такой же провалилась передним колесом одна из машин, догонявшая нас уже в сумерках.

В этом месте мы встали на ночёвку. Утром подкрепились мегаяичницей и выдвинулись дальше. Многим через сутки на работу, а впереди еще 2/3 пути.

Урочища Курьянстрой, Раздолье, Елховка

Несколько больших полян с артефактами, которые говорят о том, что много лет назад тут жили люди. Где-то еще целы некоторые столбы ЛЭП. Несколько домов уничтожены огнем, но не полностью. Один сохранился полностью, внутри печка, на — окнах наличники. Кое-где сохранились фрагменты железной кровати, рядом ржавая колючая проволока.

Лагерь в урочище Академстрой

На въезде нас встретил ржавый фонарный плафон старинной формы, остатки бараков, чуть дальше — упавший семиметровый поклонный крест, который установил много лет назад клуб «Экстрим-НН».

Дальше нас ждала черная гать с брёвнами и брод через ручей глубиной 1 метр. Решил поискать объезд. Со всех сторон тупик перед длинным болотом, свежие следы медведей и старый след волка. Решил двигаться, как все. В этот момент заднее колесо решило ехать отдельно...

Час ремонта, и мы догнали колонну, перебравшуюся через топкое место и ожидающие нас на другой стороне реки Суборная.

При помощи лебёдок перетянулись по очереди на другую сторону. Потом ещё форсировали небольшой брод через Поржню, перед которым ещё у одного экипажа спустило колесо и требовался шиномонтаж. Вечерело.

Через час перебирались через еще одну речку — Нерег. Путь прокладывали по гнилому деревянному мосту, подкладывая попавшиеся в округе бревна. Возвращаться было тоже нереально. До выезда из леса оставалось 30 км. Пожалуй, самая эмоциональная точка маршрута. Повторять проезд по нему крайне не рекомендую. После 9 автомобилей, несмотря на то, что часть пролетов восстановлены (если это можно так назвать), несущие столбы скорее всего начнут складываться, а это чревато падением автомобиля вместе с мостом в реку глубиной около 3 метров.

Потом прошли ещё один мост, края которого упали под сложившимися столбами, но выглядел он покрепче предыдущего. После него была пыльная песчаная дорога и выезд на дороги общего пользования.

Накачали колеса, так как по бездорожью передвигаемся на сдутых до 0,3–0,7 атм. Протираем фары и номерные знаки, сматываем троса и стропы. Дождались остальных участников экспедиции, которые, пытаясь найти переправу через реку Белый Лух, нашли лишь разрушенный мост и догоняли нас.

Уже на финише узнали про ЧП у одного из экипажей. Внезапно во время движения в салон автомобиля воткнулось бревно толщиной с руку, прошло подмышкой у пассажира спереди, разорвало вейдерсы и майку, но чудом не нанесло повреждений. Бревно прошло мимо двигателя, мимо защиты днища, рядом с рычагом раздаточной коробки вышло в салон. Бревно попало в салон автомобиля, водитель которого был в майке с портретом Сталина. Символическая мистика, но в эти места отправляли людей по решению Иосифа Виссарионовича.

Несмотря на поломки, все вышли своим ходом. Общий список поломок и потерь получился такой:

  • 1 порванная полуось;
  • 3 пыльника;
  • 1 авто тормозная система;
  • 1 авто был проткнут бревном;
  • 5 раз пришлось заниматься шиномонтажом с разбором колес;
  • 1 колесо, потеряв все гайки, очень захотело остаться в лесу;
  • 1 бензопила потеряла цепь.

В целом можно сказать, что поломок и не было.

По ночной трассе направились в Нижний.

Много интересных точек осталось не осмотрено, обязательно вернемся сюда еще. Два дня все же мало для такого рейда.

Общий трек маршрута

Общий трек маршрута

В прошлый раз мы рассказывали, как нижегородские джиперы отправились к месту ядерного взрыва и на родину Тарковского.

Текст: Павел Деньжонков, Светлана Шуга
Фото: Павел Деньжонков, Дмитрий Золин, Павел Gordei52
Видео: OffroadNN / youtube.com

Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!