Унжлаг представлял из себя около 30 лагпунктов, численность заключённых в разные годы достигала 30 тысяч человек. Наш маршрут был построен на основе топографических, спутниковых карт, опыте других путешественников, джиперов и велотуристов.


Задача была пройти от поселка Красный луч через несколько лагпунктов, высоковскую скважину глубиной 2670 метров, несколько заброшенных деревень — и выйти в деревне Горчуха. Всего в рейде участвовало 9 автомобилей. За 2 дня удалось преодолеть около 100 км.



Начало пути проходило по следам узкоколейки. Ее рельсы давно вывезены охотниками за черным металлом, ну а насыпи представляют из себя вполне пригодные для движения на подготовленном внедорожнике направления.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Приходилось много двигаться на лебедке, пропиливать завалы упавших деревьев, преодолевать небольшие речки и ручьи вброд. Повезло что весна была без сильного половодья: некоторые колеи очень глубокие, но сухие.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Большую сложность в этот раз предоставляли мосты, состояние которых оставляло желать лучшего. С проездом каждого внедорожника на таких мостах несущих бревен оставалось все меньше, колеса постоянно проваливались между оставшихся, а высота некоторых мостов над уровнем рек достигала 7 метров. Трухлявые конструкции с каждым движением сотрясались, осыпались, но мужественно держали 2–3-тонные автомобили.


Лагерь 13


Сохранились стены деревянного корпуса с решетками. Рельс, проходящий через ствол березы, следы существования других корпусов, колодцев.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Лагерь в урочище Поржня


Сейчас там ведутся лесозаготовки, визуально ничего не обнаружили. Только провалы земли, из которых растут деревья. Вероятнее всего, именно тут были бараки, склады, здания.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Самое интересное по дороге на Поржню — это след «медвежонка», попавшийся случайно на глаза. Размер обуви в кадре — 45.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Высоковская поисковая скважина


Это скважина глубиной 2670 метров. Здесь искали залежи нефти и газа. Ровная поляна 300 на 300 метров сейчас заросла молодым лесом, саму скважину нашли не сразу.


Сначала наткнулись на кернохранилище из старого вагона и деревянные строения, в одном из которых тоже скважина, но не такая глубокая. Рядом — толстые рукава (видимо, для откачки воды). По пути обратно случайно заметили в зарослях большие плиты, а чуть подальше и саму скважину. Она законсервирована.



С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Урочище Высокое


Название говорит за себя. Остатки построек находятся на поле с редко растущими деревьями, просматривается красивый вид с горы на возвышающийся вдалеке лес. Рядом случайно увидел торчащий рельс узкоколейки.


На поляне несколько очень глубоких колодцев. В один чуть не упал: воронка замаскирована сухой травой. Деревянная шахта ещё сохранилась. Визуально глубина метров 5, не меньше. Если упасть, то выбраться без посторонней помощи будет невозможно. Соорудили из досок ограждение и обозначили сигнальной лентой. В ещё один такой же провалилась передним колесом одна из машин, догонявшая нас уже в сумерках.


В этом месте мы встали на ночёвку. Утром подкрепились мегаяичницей и выдвинулись дальше. Многим через сутки на работу, а впереди еще 2/3 пути.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Урочища Курьянстрой, Раздолье, Елховка


Несколько больших полян с артефактами, которые говорят о том, что много лет назад тут жили люди. Где-то еще целы некоторые столбы ЛЭП. Несколько домов уничтожены огнем, но не полностью. Один сохранился полностью, внутри печка, на — окнах наличники. Кое-где сохранились фрагменты железной кровати, рядом ржавая колючая проволока.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Лагерь в урочище Академстрой


На въезде нас встретил ржавый фонарный плафон старинной формы, остатки бараков, чуть дальше — упавший семиметровый поклонный крест, который установил много лет назад клуб «Экстрим-НН».


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Дальше нас ждала черная гать с брёвнами и брод через ручей глубиной 1 метр. Решил поискать объезд. Со всех сторон тупик перед длинным болотом, свежие следы медведей и старый след волка. Решил двигаться, как все. В этот момент заднее колесо решило ехать отдельно...


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Час ремонта, и мы догнали колонну, перебравшуюся через топкое место и ожидающие нас на другой стороне реки Суборная.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


При помощи лебёдок перетянулись по очереди на другую сторону. Потом ещё форсировали небольшой брод через Поржню, перед которым ещё у одного экипажа спустило колесо и требовался шиномонтаж. Вечерело.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Через час перебирались через еще одну речку — Нерег. Путь прокладывали по гнилому деревянному мосту, подкладывая попавшиеся в округе бревна. Возвращаться было тоже нереально. До выезда из леса оставалось 30 км. Пожалуй, самая эмоциональная точка маршрута. Повторять проезд по нему крайне не рекомендую. После 9 автомобилей, несмотря на то, что часть пролетов восстановлены (если это можно так назвать), несущие столбы скорее всего начнут складываться, а это чревато падением автомобиля вместе с мостом в реку глубиной около 3 метров.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Потом прошли ещё один мост, края которого упали под сложившимися столбами, но выглядел он покрепче предыдущего. После него была пыльная песчаная дорога и выезд на дороги общего пользования.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Накачали колеса, так как по бездорожью передвигаемся на сдутых до 0,3–0,7 атм. Протираем фары и номерные знаки, сматываем троса и стропы. Дождались остальных участников экспедиции, которые, пытаясь найти переправу через реку Белый Лух, нашли лишь разрушенный мост и догоняли нас.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Уже на финише узнали про ЧП у одного из экипажей. Внезапно во время движения в салон автомобиля воткнулось бревно толщиной с руку, прошло подмышкой у пассажира спереди, разорвало вейдерсы и майку, но чудом не нанесло повреждений. Бревно прошло мимо двигателя, мимо защиты днища, рядом с рычагом раздаточной коробки вышло в салон. Бревно попало в салон автомобиля, водитель которого был в майке с портретом Сталина. Символическая мистика, но в эти места отправляли людей по решению Иосифа Виссарионовича.


С потерянным колесом и проткнутым бревном салоном. Нижегородские джиперы посетили лагерь ГУЛАГ


Несмотря на поломки, все вышли своим ходом. Общий список поломок и потерь получился такой:


  • 1 порванная полуось;
  • 3 пыльника;
  • 1 авто тормозная система;
  • 1 авто был проткнут бревном;
  • 5 раз пришлось заниматься шиномонтажом с разбором колес;
  • 1 колесо, потеряв все гайки, очень захотело остаться в лесу;
  • 1 бензопила потеряла цепь.


В целом можно сказать, что поломок и не было.


По ночной трассе направились в Нижний.


Много интересных точек осталось не осмотрено, обязательно вернемся сюда еще. Два дня все же мало для такого рейда.


Общий трек маршрута
Общий трек маршрута


В прошлый раз мы рассказывали, как нижегородские джиперы отправились к месту ядерного взрыва и на родину Тарковского.