Культура фоторепортаж Восстановили по крупицам: нижегородский музей Горького показал отреставрированные экспонаты

Восстановили по крупицам: нижегородский музей Горького показал отреставрированные экспонаты

Впервые были представлены живописные полотна Нейского и Верещагина

Один из отреставрированных экспонатов — фаянсовая шкатулка 1830–1840-х годов, принадлежавшая всемирно известному фотохудожнику Андрею Карелину

Государственный музей А.М. Горького представил экспозицию предметов, вернувшихся после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.

Впервые посетителям музея были представлены два живописных полотна. Первое — «Нижний Новгород с Волги», 1896 г. (художник П.В. Нейский, 1845–1922), написанное в год открытия XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки, где Максим Горький работал корреспондентом газеты «Нижегородский листок».

Так выглядела картина, многие десятилетия хранившаяся в свёрнутом виде

Реставрация картины длилась целых полтора года. Холст усел, некоторые частицы красочного слоя отделились от грунта. Реставраторам для начала пришлось аккуратно растянуть основу, и только потом они приступили к восстановлению изображения. Во многих местах картины утраты были весьма значительными, поэтому на помощь мастерам центра пришли современные технологии: в инфракрасном излучении различим первоначальный рисунок автора.

Спустя 1,5 года картина обрела изначальный вид
Вид на нагорную часть города со Стрелки

— Особенность картины в том, что художник изобразил все детали зданий очень точно. Может быть он был архитектором. Этим изображением можно даже пользоваться при реставрации зданий, чтобы понять, какой вид они имели изначально, — заметил реставратор научно-реставрационного центра им. Грабаря Антон Трофимов.

А эта картина имеет ещё более почтенный возраст — ей уже больше полутора веков

Вторая картина — «Нижний базар в Нижнем Новгороде», 1860 г. (художник П.П. Верещагин, 1834–1886). Больше всего времени при реставрации полотен отнимает тонировка, то есть восстановление цвета авторской живописи в местах утраты красочного слоя.

Дорожная шкатулка для письменных и рисовальных принадлежностей также принадлежала Андрею Карелину

После реставрации в музей вернулись мемориальные предметы, переданные в музей семьей Пешковых: декоративная деревянная полочка начала ХХ века, сделанная на заказ итальянскими мастерами, два скульптурных изображения в виде человеческих голов, выполненные в технике резьбы по дереву (первая половина ХХ века, автор А.К. Граве).

Декоративная полочка и куклы-головы
Фарфоровая кукла (до 1904 года)

Изначальный вид обрела ваза, изготовленная на Императорском стекольном заводе в 1815 году. Здесь реставраторам пришлось особенно хорошо постараться: основание было расколото на множество фрагментов, многие из которых были утрачены.

Так ваза выглядела до реставрации
А такой вид она имеет сейчас

В музей вернулся туалетный столик, который был отправлен в старейший реставрационный центр России с утратами мозаичного набора. Столешницей в этом столике служит мозаичное панно, которое сделано известным нижегородским мастером Иваном Ляхмановым в конце XIX — начале XX вв.. Кстати, аналогичный столик, правда чуть менее нарядный, имеется в собрании Эрмитажа.

Мозаичное панно полностью восстановлено
Команда реставраторов, работавших над восстановлением экспонатов музея Горького
Текст: Сергей Клемес
Фото: Наталья Бурухина

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления