С 28 апреля в России действуют поправки в ПДД, и наиболее «колоритная» обновка: желтая крестообразная разметка, прозванная в народе «вафлей». Мы разобрались, что она означает и как проезжать ее без последствий. Оказалось, вместо улучшения ситуации она может повлечь еще большие заторы.
Что умеет «вафля»
Разметка 1.26 обозначает пересечение проезжих частей и запрещает въезд, если впереди образовался затор, который вынудит вас остановиться создать помехи поперечному потоку.
Вроде бы правило не новое. Но есть нюанс: раньше за подобное практически не наказывали, и пункт 13.2 ПДД существовал на правах мертворождённого, хотя проблема с каждым годом становится все острее.
Теперь все изменится, потому что при наличии разметки нарушение будут распознавать комплексы фотовидеофиксации, а значит, штрафная машина заработает в конвейерном режиме.
Знак-дублер поможет в снегопад
Надежда на разметку в России живет до первого снега, поэтому есть дублирующий знак 1.35 в виде желтого квадрата с перекрестьем. Что интересно, на перекрестках сложных конфигураций его можно ставить на расстоянии до 30 метров от границы перекрестка, что увеличивает активную зону «вафли». В любом случае, штраф грозит лишь тем водителям, кто въехал на само пересечение и мог создать помехи другим участникам.
Кстати, наличие знака-дублера не обязательно: разметка может применяться и без него.
«Авторам» заторов — штраф 1000 рублей
За выезд на забитый перекресток предусмотрен штраф в 1000 рублей по части 1 статьи 12.13 КоАП. Прогрессии нет: за второе, третье и последующие нарушения — все та же тысяча рублей.
Как проезжать перекрестки с «вафлей»
Нарушением считается остановка в обозначенной разметкой 1.26 зоне таким образом, чтобы возникали помехи поперечному транспорту. А если вы, остановившись, все же успели покинуть перекресток до того, как транспорт с поперечного направления тронулся?
— Как таковой судебной практики по нарушению пункта 13.2 ПДД практически нет, поэтому сложно предсказать, какую позицию займут ГИБДД и суды в трактовке этого нарушения, — рассуждает автоюрист Лев Воропаев. — Но формально состав правонарушения образует именно создание помех, то есть камера должна зафиксировать, как поперечный поток упирается в стоящий на перекрестке автомобиль, меняет скорость или направление. Если вспомнить опыт первых месяцев фото- и видеофиксации заезда на стоп-линию, допускаю, что суды поначалу используют жесткую трактовку, когда достаточно будет самого факта остановки в размеченной зоне в момент смены сигнала светофора, даже если как такового создания помех не было.
Поэтому алгоритм следующий: если вы не уверены, что сумеете проехать размеченную зону перекрестка без остановки — остановитесь перед стоп-линией и ждите, когда освободится место за перекрестком. Если в этот момент на светофоре еще горит зеленый свет, можете ехать. Если желтый или красный — ждите следующей очереди.
Поворачивайте без страха
Для тех, кто поворачивает налево и направо, в ПДД сделано исключение, потому что остановки на перекрестке в этом случае «естественны» из-за необходимости пропускать встречные машины и пешеходов. Новые требования касаются лишь проезда перекрестков в прямом (или близком к нему) направлениях.
Неясной остается лишь ситуация с разворотом, хотя здравый смысл подсказывает, что для него должны действовать те же послабления. Но в правилах это не прописано.
Патовые ситуации
Интересно, что в отдельных случаях новые требования способствуют запиранию перекрестка в одном из направлений. Представьте, что вы подъехали к пересечению, за которым плотными рядами стоят автомобили. Вы пропускаете свой зеленый, чтобы не создавать помех, и само по себе это правильно. Но пока вы стоите, поворачивающие с поперечного направления машины забивают перекресток перед вами, потому что на них требование «не выезжать на вафлю при заторе» не распространяется. И вы снова не можете миновать перекресток без остановки, поэтому ждете следующего интервала, когда все повторяется...
Кроме того, при средней интенсивности затора зачастую сложно предугадать, проедет ли порция машин перед вами без остановки или нет. Осторожные водители будут останавливаться перед пересечением и ждать, пока машина впереди уедет за перекресток, что уменьшит его пропускную способность.
В любом случае, причина таких проблем — перегруженность дороги или неудачная регулировка светофоров. Поэтому они должны решаться за счет реорганизации движения.
А если не рассчитал?
Если вы оказались на перекрестке, но путь вперед блокирован, попробуйте перестроиться, а из крайних рядов — повернуть налево или направо, если это безопасно и допустимо для вас. А вот сдавать назад на перекрестке стоит едва ли: во-первых, за это предусмотрен штраф в 500 рублей (часть 2 статьи 12.14 КоАП), во-вторых, вы все равно кратковременно остановитесь и, вполне вероятно, получите штраф и за нарушение пункта 13.2. Вырабатывайте привычку проезжать «вафли» без лишних остановок.
Текст: Артем Краснов
Фото: Олег Каргаполов, Артем Краснов, Полина Авдошина (инфографика), сервис Goole Map, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии