Российские водители оказались не единственными жертвами нового проекта КоАП, в котором предлагается серьезно повысить штрафы. В зону риска также попали АЗС — для них предлагаются жесткие наказания за недолив топлива. На первый взгляд идея кажется правильной, но эксперты видят в ней немало изъянов. Между тем проблема недолива приобрела в России угрожающие масштабы.
Проект предполагает ввод оборотных штрафов в размере 1% от выручки АЗС за прошедший год, если обнаружится, что хотя бы одна из колонок выдает неверное количество топлива. По подсчетам авторов идеи, в таком случае автозаправка в обычном городе заплатит государству около 650 тысяч рублей штрафа, в региональном центре — 1,2 миллиона рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — почти 3 миллиона рублей.
Кто крайний?
Для борьбы с недоливом на АЗС такие штрафы могут быть оправданными.
— На одной заправке из-за обмана клиентов может образовываться около двух тонн излишек разного топлива в месяц, — рассказал нам бывший сотрудник региональной сетевой АЗС. — Если считать очень грубо, то это более 120 тысяч рублей «левых» денег с одной точки.
Вы сталкивались с недоливом на АЗС?
С другой стороны, в текущем виде новый закон может сделать виновными даже честные АЗС. Например, в документе говорится о штрафах «за изменение объема топлива с нарушением требований». Получается, что наказывать можно будет не только за недолив, но и за перелив топлива.
Также непонятно, каким образом определять недолив. Сейчас в России существует две методики проверки бензоколонок: первая действует со времен СССР, а вторая появилась в 2004 году. В первом случае погрешность рассчитывается после двух измерений и может составлять до 0,5% от объема (погрешность 50 миллилитров на 10 литров), а во втором — после пяти и составлять максимум 0,25%.
— Росстандарт разрабатывает единый ГОСТ для бензоколонок и способов их проверки, но его не могут принять из-за технических проблем и противоречий с бизнесом, — рассказал исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. — Пока этот вопрос не будет решен, вводить новые штрафы категорически нельзя. Тем более что они слишком неадекватные.
Помимо правовых несостыковок существуют сложности при подсчете топлива.
— При производстве и оптовых продажах горючее измеряется в единицах массы — тоннах, а в рознице — уже в литрах, — продолжает Сергиенко. — Также при передаче нефтепродуктов происходят температурные изменения их объема. Зимой образуются излишки, а летом — недостача, которую каким-то образом нужно компенсировать. Имеются еще и естественные потери вследствие интенсивного испарения, особенно высокооктановых бензинов.
«В этих условиях вводить драконовские штрафы только для владельцев АЗС за якобы умышленный обман считаем излишним. Хотя факты недолива, конечно, есть»
— На данный момент практически все проверки проводятся планово, — говорит анонимный источник. — Поэтому если руководству автозаправки есть что скрывать, то у них будет время, чтобы замести следы.
Но даже если в России начнут массово инспектировать заправки без предупреждения, это вряд ли поможет.
— Сотрудник АЗС не станет наливать топливо, пока не сообщит о проверке в головной офис, — продолжает он. — После этого айтишники быстро перенастраивают топливораздаточную колонку на нормальный режим работы.
В Росстандарте это понимают и поэтому хотят внести в методику проверки два серьезных изменения. Во-первых, разрешить проверять работу всей экосистемы АЗС, а не конкретной колонки. Во-вторых, выявлять недолив с помощью «тайных покупателей». Но прийти к всеобщему одобрению этих идей пока не удается.
Как недоливают
Обманывать покупателя могут по-разному. По информации Росстандарта, в основном происходит перенастройка программного обеспечения колонки, после чего она будет наливать немного меньше, чем показывает на экране.
Заниматься недоливом может не только руководство, но и работники. В 2018 году одну из крупнейших подобных махинаций раскрыли на юге России. Тогда ставропольский хакер создал вредоносную программу и предлагал ее руководящим сотрудникам разных АЗС. Вирусы внедрялись как в сами колонки, так и в кассы, системы суммарных счетчиков и другое оборудование. В итоге клиентам недоливали от 3 до 7% топлива, которое сливалось в специальный резервуар.
Более простой способ — заранее останавливать подачу бензина в бак. Когда насос отключается, заправщик может опустить рукоятку пистолета и часть недолитого топлива останется в шланге, которое потом уходит «в сторону». А если колонка старого образца, то шансы быть обманутым сильно возрастают.
— Махинации рядовых сотрудников — это капля в море, — считает бывший сотрудник АЗС. — Для них, кстати, никаких наказаний в новом законопроекте и не предусматривается. Штрафы положены только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Собеседник уверяет, что у некоторых компаний весь бизнес держится на недоливе — иначе они вообще не получали бы прибыли. А обычные работники даже не подозревают, что компания мухлюет при заправке автомобилей — это знает лишь узкий круг специалистов. Но чем крупнее организация и чем она ближе к государству — тем меньше обмана.
Пострадают водители
— Оборотные штрафы в размере 1% еще в 2018 году предлагал Минпромторг, но во время публичных слушаний Минэкономразвития дало на проект отрицательное заключение, — говорит президент РТС Евгений Аркуша.
В том заключении сообщается, что предложенные штрафы несоразмерны с тяжестью правонарушения и их нужно снизить. Если этого не сделать, то будут созданы коррупционные риски, а недобросовестные владельцы АЗС начнут открывать дополнительные юрлица и скрывать часть доходов, чтобы в случае чего штраф получился менее значительным.
Логично предположить, что все связанные с этим издержки тем или иным образом перенесут на плечи автомобилистов. Например, если проверяющие органы можно будет подкупить, то АЗС не постесняется и дальше недоливать топливо, возможно — даже в больших размерах. А если заправке придется прятать выручку, то у нее внезапно может сломаться терминал — и оплатить покупку дадут только наличными.
Наш собеседник, сотрудник АЗС, подтвердил опасения.
— Конечно, в дураках в итоге останутся водители, — считает он. — Вряд ли в России начнут поголовно выявлять недоливщиков. Просто за молчание придется больше платить.
Масштабы проблемы
В 2019 году Росстандарт проверил свыше двухсот заправок и обнаружил нарушения на 39 точках — то есть примерно в 20% случаев. Минпромторг в том же году сообщал о недоливе в 60% случаев. В ходе своих проверок министерство установило, что чем меньше покупается топлива, тем больше в процентном соотношении будет недолив. Например, при заправке на 10 литров колонка может недодать до 90 миллилитров (0,9%) топлива, а при заправке на 50 литров — до 300 миллилитров (0,6%).
Годом ранее Федерация автовладельцев России (ФАР) говорила о нарушениях на 76% АЗС. По данным организации, в среднем недолив составлял около 5%, при этом были случаи с недостачей в размере более 19%.
Чтобы снизить риск обмана, нужно придерживаться нескольких правил. Во-первых, стараться избегать мелкие региональные АЗС и заправляться у крупных окологосударственных компаний. Это не только уменьшит шансы недолива, но и позволит не напороться на некачественное топливо.
Во-вторых, держаться середины: не заливать слишком мелкие объемы топлива, но и не заправляться до полного бака. При малом количестве будет выше процент недолива, а при большом — труднее заметить недостачу. Лучше всего просить заправлять машину либо на круглую сумму (500, 1000 рублей), либо на конкретный литраж (20, 30 литров). Если боитесь обмана со стороны автозаправщика — следите за цифрами на колонке или берите топливораздаточный шланг в свои руки.
Рассказываем, как самостоятельно проверить честность АЗС с помощью мерных емкостей.
Столкнулись с недоливом? Ждём от вас сообщений на электронную почту.
Фото: Густаво Зырянов, Анна Золотова / NGS.RU, Ирина Иманова