Во время пандемии коронавируса и вызванного им кризиса бизнесу приходится нелегко: рестораны и магазины даже крупных компаний массово закрываются. Еще сложнее малым предприятиям, на которых сказывается даже один день простоя. Владельцам магазина иностранных сладостей и подарков «Зан-Зан» Олесю и Марии Зана удалось спасти свое семейное дело, вовремя перестроившись на онлайн-продажи.
Как появился «Зан-Зан», что важно учесть, если вы решили открыть свой магазин, как выбрать товар, который будет пользоваться спросом, и что делать с воровством — в новом выпуске «Маленького, но гордого бизнеса».
«Со слезами шли в подсобку и думали, что наделали»
Олесь Зана долгое время работал в различных розничных магазинах — сначала продавцом, а потом и администратором. Вскоре вместе с супругой Марией они решили открыть собственную торговую точку. «Все началось благодаря жене. Она меня постоянно подталкивала, говорила: «Давай, нам нужно вместе что-то открыть, что-то сделать»», — говорит Олесь.
Магазин подарков «Подари-ка» супружеская пара открыла на Автозаводе в ТЦ «Крым» по франшизе в ноябре 2016 года. В открытие было вложено около 1 миллиона рублей кредитных средств.
«Сначала мы чуть ли не плакали, потому что там было очень мало людей, мы ошиблись с локацией, приходили какие-то непонятные мужчины, спрашивали, что это такое. Мы со слезами шли в подсобку и обсуждали, что мы наделали», — вспоминает предприниматель.
Но даже в той локации пара пыталась развивать торговую точку и привлекать к ней внимание: раздавать флаеры и устраивать акции. В декабре удалось проработать более-менее спокойно из-за предновогоднего наплыва покупателей, а уже в январе стало понятно, что надо искать новое место. В мае 2017 года «Подари-ка» переехал в «Мегу», но договор аренды был краткосрочным и на место магазина подарков вскоре заехал другой арендатор.
Собственный бренд
В том же году Олесь и Мария Зана решили отказаться от франшизы и открыть первый собственный магазин — «Зан-Зан» на Большой Покровской, 9Б. По словам Олеся, название долго не придумывали: «Я написал своим ребятам в чате, где мы переписываемся всякими смешными картинками. Один чувак предложил назвать «Зан-Зан». Показалось прикольно, но как-то странно, высокомерно». В итоге было решено остановиться именно на этом названии.
Помещение в подвале на Большой Покровской магазин делил вместе с чайной и ремонтом телефонов. Так понемногу ребята начали развивать собственный бренд. Но локация также не позволяла рассчитывать на высокую проходимость. Пришлось задействовать творческую составляющую: рекламировались во «ВКонтакте» и «Инстаграме», и такой способ продвижения работал, о новом магазине узнавало все больше людей.
Предпринимателям все же хотелось открыть магазин на первом этаже с витринами, но либо свободных помещений не было, либо это было слишком дорого.
«Одним прекрасным утром я шел на работу и увидел надпись «аренда» на месте, где мы сейчас и находимся. Сразу позвонил, в этот же день пришел смотреть помещение. Я попросил прислать мне договор и был готов его подписать. Возможно, арендодателю я показался несерьезным, потому что я быстро позвонил, быстро пришел, быстро сказал, что мне оно надо. Прошла пара дней, и какие-то ребята уже захотели открыть там кофейню. Я говорю: «Ну нет, кофеен на Покровке достаточно уже, а такого магазина, как наш, еще нет, пусть ищут другое помещение». Я сразу позвонил арендодателю и сказал, что готов сейчас же приехать с обеспечительным взносом, только никаких кофеен на этом месте», — описывает Олесь Зана.
Уже через месяц магазин открылся по тому адресу, где находится и сейчас, — на Большой Покровской, 10.
«Если в прошлом году что-то было хитовым, в этом оно популярным уже не будет»
В новом магазине акцент был сделан на сладости, а не на подарки, как в точке, открытой по франшизе. «Помониторив продажи, я увидел, что в первую очередь всегда покупают сладости, потому что это интересно, это привлекает внимание, а подарки тоже покупают, но не так активно. У нас 60–70% — это съедобный ассортимент, а остальное — подарки, аксессуары и канцелярия», — объясняет владелец «Зан-Зана».
«Сейчас самые популярные подарки с саркастичными и необычными надписями наподобие «Мыл руки перед карантином» или «Королева карантина». Также очень популярны кружки с какими-нибудь плохими словами. Вкусы у людей часто меняются, и если в прошлом году что-то было очень хитовым, в этом году оно популярным уже не будет. Сначала актуальны кружки с матерными надписями, потому что до этого их никто не делал, все боялись, через год всё будет миленькое с единорогами, а бывает, как сейчас: и миленькое с единорогами, и матное, и получается единорог с плохой надписью», — говорит директор магазина.
В качестве примера он привел ситуацию с лимонадами и чаем «Аризона». Никто о них не знал, пока знаменитый шведский рэпер Янг Лин не начал пить их в своих клипах, и продажи пошли вверх.
Именно тщательный подбор ассортимента и упор на сладости помогли «Зан-Зану» добиться большего. Сейчас в месяц в среднем магазин выходит на 1,2 миллиона рублей оборота.
Как бороться с воровством?
«Я вложил много эмоций и времени в выбор ассортимента. Когда приходит какой-то нехороший человек и хочет что-то украсть, меня это раздражает, — признается Олесь Зана. — И это самое неприятное. Мы часто ловим воришек и выгоняем их навсегда из нашего магазина».
По его словам, вора обычно видно сразу. Так, совсем недавно поймали молодого человека, который целенаправленно зашел во второй зал, подумав, что там нет камер, и украл поясную сумку. Были и случаи, когда приходилось вызывать полицию.
«Мы достаточно четко отслеживаем наши товарные остатки, проводим ревизию, если видим, что чего-то не хватает, то смотрим камеры. Видим, кто взял, запоминаем людей, скриншотим и присылаем в наш общий чатик, в соседние магазины тоже скидываем. И воры рано или поздно приходят снова, а мы предлагаем им оплатить все, что они украли», — рассказал Олесь.
Он отмечает, что аудитория «Зан-Зана» все-таки достаточно воспитанная и приятная и в основном воруют люди в возрасте.
О коронавирусе и переходе в онлайн
27 марта, когда было объявлено о нерабочей неделе, в «Зан-Зане» не знали, что делать.
«Мы расстроились. Каждая неделя простоя в бизнесе — это огромные потери, потому что любой малый бизнес существует за счет оборота. Минус день — это уже потери. Потому что деньги, которые ты заработал сегодня, завтра нужно вложить в закупки, платы по кредитам или выдачу зарплаты», — отмечает Олесь.
Через неделю, когда стало понятно, что работать не получится и дальше, «Зан-Зан» начал развивать интернет-продажи.
«Мы нашли единственный возможный путь — развитие интернет-магазина. Сайт у нас существует уже год. Я посмотрел продажи через интернет и понял, что с такими продажами мы точно не вывезем. Значит, надо больше денег вкладывать в развитие сайта. В апреле нам удалось повысить продажи в онлайне в пять раз, в мае продажи тоже были хорошие, а в июне продажи упали, потому что все начали выходить из домов. Но в целом пандемия помогла нам в разы увеличить продажи через интернет, какие-то плюсы есть и в этой ситуации», — объясняет директор «Зан-Зана».
Планы по открытию
В будущем ребята планируют открыть еще один магазин — в Санкт-Петербурге. Однако пандемия внесла свои коррективы.
«Все уже шло к тому, что мы его откроем. Мы ездили туда несколько раз и знаем, в какой локации можно открыться. Но пока притормозим. Почему там? Нравится город, и он максимально наполнен нашей целевой аудиторией. А таких магазинов там мало», — отмечает предприниматель.
«Ситуация никогда не бывает идеальный, взять любой год, всегда что-то происходит: доллар вырос, евро вырос, случилась инфекция, рынок упал либо еще что-то. В каждый год бывают неожиданные ситуации. Не бывает идеального времени, чтобы что-то делать. Надо действовать исходя из происходящего. Многие сейчас начали развивать онлайн, за ним будущее», — посоветовал Олесь Зана.