Известный нижегородский писатель Захар Прилепин хотел стать общественным защитником по делу Олега Сорокина. Суд ему отказал, как отказался включить в обвинительное заключение более 20 свидетелей защиты.
— Суд — это не заказные фильмы по телику. Это, не поверите, состязательность сторон, — написал Прилепин в Facebook. — Если есть состязательность сторон, то не очень ясно, почему следователь не включил в обвинительное заключение более 20 свидетелей защиты. Свидетели защиты есть, а следователь говорит, что они не нужны. Ему только свидетели обвинения нужны.
На предварительное заседание по делу бывшего зама председателя областного Законодательного собрания Олега Сорокина, которое проходило в закрытом режиме, не пустили и самого писателя. Захар Прилепин хотел выступать в суде в качестве общественного защитника:
— Адвокаты заявили ходатайство: может ли зайти такой-сякой писатель Захар Прилепин. А им говорят: не надо его. Мало ли что.
Все ходатайства защиты о переносе заседания были отклонены, пишет «Нижний Сейчас» со ссылкой на адвоката Михаила Бурмистрова. Защитник одного из обвиняемых (вместе с экс-мэром по делу проходят бывшие сотрудники МВД Евгений Воронин и Роман Маркеев) получил дело для ознакомления всего несколько дней назад. Тем не менее слушание дела началось и продолжится сегодня, 20 ноября.
Адвокат потерпевшего Сергей Шунин уверен, что защита намеренно затягивает судебный процесс — в апреле истекает срок давности по этому делу. Тем временем некто пытался изменить позицию его подзащитного, после чего ему обеспечили госохрану.
— Он получил смску угрожающего характера, из содержания которой следовало, что если он не заберет свое заявление и не откажется от своей позиции, последует кара, — рассказал Шунин программе «Кстати...». — Поскольку дело серьезное, поскольку ему довелось пережить не лучшие моменты жизни, которых никому не пожелаешь, с учетом фигурантов дела он воспринял это вполне серьезно. И следствие оценило угрозы достаточно серьезно.
Но писатель Прилепин все выступления на тему «Вор должен сидеть в тюрьме!» считает «преждевременными плясками». Пусть сначала докажут, что Сорокин виноват.
— Сорокина я видел три-четыре раза в жизни, коротко, самый важный раз: первый, когда он перегонял по моей просьбе на колоссальные суммы гуманитарку на Донбасс — я её потом лично две недели по Луганской и Донецкой областям развозил. Другой раз, когда он открывал акцию помощи многодетным семьям беженцев с Донбасса — я был на открытии, поблагодарил его; дальше они уже без меня этим занимались, — рассказывает Захар. — Потом я в Донецк переехал, и мы только перезванивались один раз: он сам позвонил и спросил, не надо ли чего. Потом я приехал уже на суд к нему, прямо из ДНР, непосредственно с позиций. Он попросил — я приехал. Когда я просил — он помогал.
Олега Сорокина обвиняют в получении взятки в особо крупном размере и вместе с Евгением Ворониным и Романом Маркеевым — в похищении человека. В 2003 году в покушении на тогда еще предпринимателя Сорокина обвинили вице-спикера областного заксобрания Михаила Дикина и его брата Александра — подполковника милиции, начальника штаба Приокского РОВД. Мотивом преступления объявили битву за имущество завода «Старт» (сейчас на этом месте ТЦ «Этажи» и ТЦ «Белинского-61»). Братья получили 15 и 14 лет колонии соответственно, но в 2016 году оба были освобождены условно-досрочно.
Обвинение Дикиных строилось в том числе на показаниях бывшего охранника Михаила — Александра Новоселова. Тот сразу же заявил в прокуратуру, что признания дал под пытками. Их якобы выбивали в лесу двое сотрудников МВД и сам потерпевший. В возбуждении уголовного дела Новоселову отказали. Сцену в лесу назвали «следственным экспериментом», а гражданского участника — «сотрудником, загримированным под внешность Сорокина О.В.».
В 2013 году Европейский суд по правам человека подтвердил, что пытки имели место, и присудил охраннику компенсацию от государства в размере 27,5 тысячи евро. Позднее Верховный суд реанимировал дело, связанное с расследованием покушения на Олега Сорокина.
Еще один эпизод, который вменяют Сорокину, относится к периоду, когда он был главой Нижнего Новгорода. В интересах «дружественной» компании «Инградстрой» для получения 4,5 миллиона кв. м под жилую застройку другому участнику аукциона — фирме «Вектрон» — был предложен один миллион долларов США «отступных». Посредник Мансур Садеков признался, что действовал по просьбе Олега Сорокина.
В июне 2017 года «Столица Нижний» начала продажу квартир в строящемся на этих землях жилом комплексе «Новая Кузнечиха».