Каждый из нас хоть раз в жизни брал в долг. Если ваши кредиторы — родственники или знакомые, то с ними еще можно договориться. Другое дело — кредитная организация. Тогда с возвращением долгов лучше не затягивать, иначе за вас возьмутся профессиональные выбивалы денег. Но что делать, если долга нет, а коллекторы не дают спокойной жизни? Мы попробовали разобраться с экспертами.
Отдай то, не знаю что
В такую ситуацию — без вины виноватый — на днях попал попал известный нижегородский журналист Александр Седов.
— В выходные без объявления войны на меня напали коллекторы, — рассказал NN.RU Александр. — Первое сообщение о том, что я являюсь Евгением Михайловичем Ш. и должен энную сумму, пришло мне по WhatsApp. Оно было сформулировано в виде угрозы. Если я не погашу долг, то мне не дадут спокойно жить, автодозвон будет каждые 10 минут и мне будут «чинить препятствия в регистрации». Я так и не понял, в регистрации чего. В регистрации брака, в регистрации в соцсетях, в регистрации на Июльских Днях? Скорее всего, последнее, потому что режиме такого интенсивного автодозвона сойти с ума очень просто.
Пообщаться с живым человеком мнимому должнику удалось всего один раз. Он попытался вежливо объяснить, что он — вовсе не Евгений Михайлович. На что получил ответ: «Отдай деньги, гнида!»
— Мне пришлось открыть свой автозаводский словарь, и я рассказал, кто есть на самом деле этот человек. Номер стал невосприимчив, и человек почему-то отказался от конструктивного диалога, — продолжает Александр.
После этого угрозы начали сбываться: звонки поступали сначала с периодичностью в 10, потом в 30 минут. Робот угрожал журналисту, не информируя, кому и сколько он должен. На аватарке телефона, с которого приходили сообщения, на красном поле написано «Взыскание» (судя по всему, это не название предприятия, а функция).
Спокойствие, только спокойствие!
Итак, как быть в подобной ситуации?
1. Переговоры уместны
В случае, когда звонки начались сразу после покупки сим-карты, юристы советуют обратиться к агенту, объяснить ситуацию и попросить исключить номер из базы. Если человек действительно не имеет отношения к кредиту, агент может пойти навстречу. Впрочем, этот совет не для нашего случая: номер телефона находится в распоряжении журналиста уже 13 лет и никому до этого не принадлежал. Да и вряд ли можно представить, что банк, в котором кто-то взял заем, так долго не вспоминал бы о должнике.
В таком случае вариантов два: либо это мошенники, либо, мягко говоря, недостаточно профессиональные работники.
2. Что реально могут коллекторы?
— Деятельность коллекторов сегодня достаточно регламентирована законодательством. Должны соблюдаться время и обращения к должнику, коллектор должен представляться лично и представить свою организацию, — пояснил нам адвокат Олег Тимофеев.
Переговоры с заемщиком можно вести в будние дни с 8 утра до 22 часов, а в выходные и праздничные — с 9 до 20 часов. Личные встречи допускаются не чаще одного раза в неделю. Звонить позволяется не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. В начале общения агент обязан представиться и назвать лицо или организацию, от имени которых он действует. И ни в коем случае он не имеет права прибегать к насилию и угрозам.
3. Как быть с мошенниками?
Но бывает, людей терроризируют «разводилы», которые надеются запугать или «задолбать» абонента настолько, что он заплатит несуществующий долг. Верный признак жуликов — они не представляются, не называют организацию, в которой работают, и используют методы психологического воздействия (угрозы, шантаж). Примерно так же действуют «серые коллекторы», которые не особенно заморачиваются детальной проверкой контактов должников и запросто способны ошибиться. По мнению юристов, тут нужно сразу обратиться в правоохранительные органы.
— Если к вам обращаются не установленные личности и, более того, угрожают вам, необходимо обращаться в полицию с соответствующим заявлением. Если есть возможность, попытаться зафиксировать разговор по телефону, — со всей определенностью утверждает Олег Тимофеев.
Однако не все так просто.
— Я проконсультировался с друзьями из правоохранительных органов — говорит Александр Седов. — Они развели руками и сказали: «Ты, конечно, можешь пойти в прокуратуру, в Следственный комитет, в ФСБ, чуть ли не в ООН, но эффекта от этого будет мало, потому что заниматься такой мелочью вряд ли кто-то будет.
4. Что же делать?
В любом случае лучше проявлять спокойствие, даже если коллекторы неправы. Нужно выяснить, почему звонят именно вам, и предъявить доказательства того, что вы не имеете отношения к долгу. Возможно, кредит взял родственник или знакомый и указал ваш номер в банке. Тогда было бы разумным поговорить с ним и убедить не бегать от долгов, а договориться с банком. Но чужие долги с вас никто не взыщет.
Разговоры с коллекторами необходимо записывать. Если вас терроризируют не только по телефону (а, например, оставляют надписи в подъезде или что-то подобное) — фотографируйте. С этим всё-таки можно обратиться в правоохранительные органы.
Что касается нашего героя, как мы помним, ему не предоставили возможности доказать свою непричастность к долгу. Как же он решил свою проблему? По совету знакомых Александр установил программу, которая блокирует звонки. Кстати, не каждая справляется с напором коллекторов. Когда удачный блокиратор был найден, жизнь наладилась. Беспокоят только редкие сообщения, что некто оставил звуковое сообщение, но его можно и не прослушивать.