В Нижнем Новгороде роженица больше двух недель не могла увидеть новорожденную дочь. Ребенка держали в нижегородском роддоме № 7. Сама же новоиспеченная мать аргументировала происходящее тем, что она не заплатила за пребывание в этом медучреждении. Корреспондент NN.RU пообщался с детским омбудсменом и обратился в Минздрав, чтобы узнать, почему ребенок еще не с мамой. Оказалось, что история намного запутаннее, чем кажется на первый взгляд.
Роды, документы и Донецк
Елена С. (имя изменено) 31 января попала в нижегородский роддом № 7. Ее ребенок появился на свет в положенный срок, сообщили корреспонденту NN.RU в региональном Минздраве.
После рождения девочки начались проблемы, быстро перешедшие в полномочия Следственного комитета. В одном из нижегородских СМИ сообщили о том, что сотрудники роддома в Автозаводском районе более двух недель удерживают новорожденную. А врачи якобы требуют с матери деньги за пребывание в роддоме и оказанные ей и новорожденной медицинские услуги. Женщина обратилась за помощью к программе «Кстати», а в СК начали доследственную проверку.
Выяснилось, что возможность у врачей попросить у роженицы деньги в некоторых случаях всё же есть. Согласно закону, иностранки в России должны рожать по особым правилам. Так, если говорить непосредственно о процессе, то принимают роды бесплатно в том случае, если у женщины есть страховка. Но если страховки по каким-то причинам не оказалось, то существует вероятность оплаты родов.
В этом конкретном случае Елена С. оказалась беженкой из Донецка, у которой украли все документы.
Когда история получила общественный резонанс, то чиновники из Минздрава сообщили, что денег с женщины не требовали, а не отдали ребенка по другой причине:
— Она попала в больницу № 40 31 января. Из документов при ней были только временное удостоверение личности и свидетельство о рождении другой страны. Обменная карта беременной у нее отсутствовала. С согласия роженицы были проведены все необходимые обследования, и 1 февраля прошли своевременные роды. Запись об отце ребенка была сделана со слов матери.
Почему ребенок не был передан матери
После выписки получить своего ребенка Елена С. сразу не смогла. Уже после поднявшегося скандала Минздрав сообщил, что девочке нужно было пройти жизненно-важную терапию из-за заболевания, которое передалось от матери. И из-за этого ребенка не отдали сразу — якобы состояние здоровья девочки предполагало контроль медиков.
— 4 февраля женщина была выписана из перинатального центра, а ребенок переведен в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей в связи с показаниями здоровья (наличие заболевания) у роженицы. Согласие матери на проведение терапии и дальнейшего обследования получено, — передали в Минздраве нашему корреспонденту.
Детский омбудсмен по Нижегородской области Маргарита Ушакова рассказала журналисту NN.RU, что в курсе этой ситуации, но сослалась на позицию медиков о том, что у новорожденной действительно есть показания для пребывания в больнице.
Сама же молодая мать, в репортаже программы «Кстати», утверждала, что в медицинском учреждении с нее требовали деньги, поскольку она поставила подпись под непонятными документами, когда плохо понимала, что делает. Ей выставили счет в 37 тысяч рублей, которые оперативно не могли собрать ни она, ни ее гражданский муж:
— Мне сказали, что роды будут платными. Я спросила, сколько это будет стоить. Мне сказали — 27 тысяч. Но я не знала, не видела толком, что подписываю. Мне уже в конце объяснили всё... Третьего числа я родила. Мне принесли счет. Там было 37 тысяч. Я не могла заплатить. Сказала, что у меня муж столько не зарабатывает. Он зарабатывает чуть меньше. Но на ребенка у нас всё есть. И смесь, и вещи у нас есть, — сообщила журналистам передачи Елена.
Министр Мелик-Гусейнов сразу вступился за медиков
Министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов вечером после выхода репортажа написал пост, где однозначно встал на защиту медиков. Из его сообщения следовало, что медицинские работники следовали строго по инструкции, а журналисты телепрограммы ради жалобной картинки разжигали ненависть к сотрудникам роддома:
— В голове не укладывается история, произошедшая в Автозаводском районе. Матери отказываются отдавать новорожденного… Жесть? Других слов нет. Подача через надрывный текст. В кадре слезы и заботливые друзья-юристы. А еще видеокамеры, выхватывающие лица медиков и всех, кто попадает в объектив. И ведь верят. Думают, что всё так и есть. Медики — злые люди, формалисты, насильно удерживают ребенка и делают всё, чтоб было хуже. Больше ведь заняться нечем. Я не понимаю, зачем эта «война»? Чего мы добиваемся? Чтобы последние ушли из профессии? Или чтоб кто-то начал растерянно, унижаясь, оправдываться перед телекамерой? С каких пор судья — эта видеокамера, — прореагировал министр на случившееся в своем инстаграме.
В своем посте Мелик-Гусейнов заявил, что у врачей просто не было никакого права отдавать ребенка женщине без документов.
К делу пришлось подключиться Госдуме
Несколько депутатов Государственной думы РФ обратились в федеральный Минздрав с просьбой разобраться в ситуации, произошедшей в роддоме № 7 в Нижнем Новгороде. Об этом сообщил телеканал «Царьград».
— Прошу провести проверку по указанным в публикации фактам и в случае их подтверждения принять незамедлительные меры реагирования с целью недопущения нарушения прав новорожденного ребенка и его семьи, — цитирует издание документ, который депутаты направили в Минздрав РФ.
К делу почти сразу подключились знакомые юристы женщины. Как отметил один из них, у роженицы не было возможности бесплатно получить медицинские услуги.
— У нее украли все документы в Москве. В полиции там ей выдали временное удостоверение, и она поехала в Нижний Новгород, так как у нее тут есть знакомые. В Нижнем ей оказали экстренную помощь. На четвертый день ее выписали, когда еще все швы не зажили. Человека, можно сказать, выкинули отсюда. Причем без ребенка, в связи с тем, что не оплачен счет, — рассказал журналистам «Кстати» знакомый юрист женщины.
Что сейчас с ребенком?
На девочку уже оформили специальную медицинскую справку. С ней мама новорожденной должна пойти в ЗАГС. После скандала девочку передали матери уже на следующий день.
— Медики завершили необходимые обследования ребенка и передали его матери. По информации Министерства здравоохранения Нижегородской области, ребенку, находившемуся в областном перинатальном центре, провели необходимые обследования и терапию. В удовлетворительном состоянии ребенок передан матери, которая к этому времени оформила свидетельство о рождении ребенка. Отметим, что также были даны рекомендации по дальнейшему обследованию и амбулаторному лечению ребенка. По данным администрации больницы, претензий к медицинской организации женщина не имела, — сообщили в региональном Минздраве.
Сейчас девочка с матерью. Денег с женщины действительно не возьмут.
— Денег с меня не требуют уже. Я сама в шоке. Раньше они говорили так, а теперь — по-другому, — сообщила девушка корреспонденту «Кстати».