Майю Балашову часто воспринимают только как народную певицу. Но оказывается, в ее багаже много сюрпризов для зрителей. И много секретов. Например о том, кто помог ей научиться посылать в зрительный зал женскую энергетику, а не быть жесткой на сцене. И о том, почему она не может петь дома. Мы их узнали и вам расскажем.
26 октября в Кремлевском концертном зале — бенефис певицы. Около трех лет она не давала сольных концертов в Нижнем Новгороде. Майя — вообще редкий случай. Без начального музыкального образования она поступила в Нижегородскую консерваторию и экстерном закончила ее. Стала лауреатом многих конкурсов и попала в телепроект канала «Культура». Много гастролирует и растить сына и дочь. Да еще в одиночку организовала концерт с участием многих своих друзей. Если вы ее еще не знаете — знакомьтесь.
Майя Балашова — певица, исполнительница фолка, русских песен и романсов. Лауреат всероссийских и М\международных конкурсов, лауреат премии города Нижнего Новгорода. В настоящее время ведет активную творческую деятельность, постоянно выступает на самых престижных площадках России и Европы. Помимо исполнительской деятельности иногда выступает в роли режиссера концертных программ. Организовывает благотворительные концерты и акции для детских организаций и ветеранов.
— К этому бенефису прежде всего я пришла с новой собой. Потому что очень многое изменилось в моей жизни. И перемены были, может быть, не глобальные, но очень важные для меня. Самое серьезное, что у меня случилось в последние годы — я родила дочь.
Колыбельные и репетиции дома запрещены
У меня есть замечательный сын, но дочь — это просто другой мир!
Ей всего три года, но она девушка своенравная, умеет отстоять свою позицию. И она очень рано поняла, что значит быть девочкой. Я никогда этого не понимала, я всегда была пацанкой.
И на сцене я была неженственная, от меня всегда шла жесткая энергия. Об этом говорили многие зрители, знакомые, и я сама это видела. И, наверное, самое большое изменение, которое случилось с рождением Мирославы — я стала чувствовать себя гораздо женственнее. Она дала мне понимание того, как себя должна вести девочка, девушка, женщина. Я смотрю на нее и просто поражаюсь: «Откуда в тебе это, дочка?» У нас папа такой серьезный, мама с крутым характером и девочка, которая учит нас всему со своими женскими хитростями и уловками. Это просто переворот в сознании!
Мирослава не разрешает мне петь дома. Мне повезло — дети всегда хорошо засыпали сами. И колыбельные я им не пела. Буквально — кладешь, говоришь «Спи», выходишь, закрываешь дверь, и они засыпают. Сейчас Мирослава чаще хочет послушать сказку, а колыбельные она не хочет.
Хотя дочка начала напевать сама. Но у нее это сильно под настроение должно попасть. А другим, и не только мне, она не разрешает петь. Такая вот девочка-девочка со стальным стержнем.
Учиться у партнера
Кроме того, три года назад я начала работать с замечательным певцом Сергеем Плюсниным. У него шикарный лирический баритон. Мы объездили с концертами уже очень много российских городов с программой «Мужчина и женщина». И одна из наших поклонниц, которая тоже ездит на наши концерты, написала мне: «С каждым концертом ты становишься все мягче и мягче. От тебя наконец-то начала идти женская энергетика».
Я долго не могла понять, нравится ли это мне. Это новое для меня состояние, а человек неизбежно страшится всего нового и не понимает, куда это его приведет.
Но в моем случае меня это привело в телепроект «Романтика романса» на канале «Культура». И я считаю, что это заслуга нашего творческого союза с Сергеем. Я у него постоянно училась и продолжаю учиться. У него потрясающая вокальная школа, техника. Я стояла за кулисами, слушала его, какие-то вещи спрашивала и, как человек разумный, старалась сразу применять. Мне кажется, это пошло на пользу.
— У вас много концертов по России. А покорять концертную Москву не получается, или вы не ставите такой задачи?
— Ну почему не получается? Два года назад я спела концерт в Дипломатическом зале Государственного Кремлевского дворца. У меня даже картинка сохранилась — за неделю до концерта на кассе была вывеска: «Билетов нет».
15 ноября у нас с Сергеем Плюсниным будет концерт в московском Доме ученых. Это одна из самых известных и любимых публикой площадок в столице.
Периодически я выступаю в Москве, но, наверное, действительно такой особой цели «покорения Москвы» я не ставлю. Какое-то количество московской публики меня знает. Более того, я знаю, что многие приезжают 26 октября из Москвы на мой бенефис в Нижнем Новгороде. Это очень приятно — несмотря на то, что считается, что все самое лучшее в столице, и мы туда ездим за впечатлениями, столичные зрители едут за ними в Нижний Новгород.
«Ты выдержала такую мхатовскую паузу!» Концертные казусы
Был случай, который меня больше всего потряс. С опытом, наверное, такие события меньше выбивают из колеи и начинаешь воспринимать их как рабочий процесс.
Мое самое первое выступление в Колонном зале Дома союзов в Москве. В 2006 году я стала победителем международного конкурса «Романсиада», и в январе 2007 года нас, победителей, собрали на большой гала-концерт. И Галина Сергеевна Преображенская мне сказала: «Поешь два романса, возможно — три».
В Москве есть композитор и пианист Виктор Наумович Фридман, большой профессионал, он был концертмейстером Аллы Баяновой. И вот он мне за два часа до концерта говорит: « Давай третий романс споем "Твои глаза зеленые"». А я его вообще не знала!
Если коротко — Фридман позвонил Баяновой, она продиктовала слова, он сыграл Майе мелодию. Петь этот романс она не хотела, но после двух номеров публика устроила овацию. Пришлось петь. Причем слова романса, записанные на скомканной бумажке, певица спрятала в рукав платья. И вот вступила музыка, исполнен первый куплет и припев и тут…
— Я начинаю второй куплет… и у меня перед глазами «белый лист», я напрочь забыла текст! Я стою, в зале абсолютная тишина, публика затаила дыхание, Фридман завис над роялем… и тут кто-то за кулисами под нос бурчит слова из куплета! Я подхватила, допела, аплодисменты.
И Виктор Наумович мне говорит: «Какая ты молодец! Какая у тебя пауза была, прямо мхатовская, как здорово ты ее прожила!» Я нему поворачиваюсь и говорю: «Я слова забыла!». А он это не понял.
Суметь прожить каждую песню
Майя считает, что певцу, выступающему со своей программой, порой на сцене сложнее, чем драматическому актеру в театре. Если тот играет одну роль, то ей приходится каждую песню, каждый романс драматически проживать. И ей на всю жизнь запомнилось одно выступление, еще в Павлове, откуда певица родом.
— Мне было лет двенадцать, и я в концерте, посвященном Дню Победы, пела «Реквием/5» Роберта Рождественского. Там такие строчки пронзительные: «Ой, зачем ты, солнце красное, всё уходишь не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?»
И мой педагог Татьяна Викторовна Буровкина, хореограф и очень сильный режиссер, заставляла меня буквально навзрыд проплакать всю песню. И она сама плакала на репетициях. Она была первой, кто заставил меня работать в драматическом ключе.
Потом в консерватории курс актерского мастерства вел Владимир Иванович Агабабов, и я ему очень благодарна за уроки. Он умел найти такие слова, что меня это окрыляло.
Совмещать несовместимое — легко!
— Один раз мой хороший друг, который пишет для меня все оркестровки и аранжировки, Венедикт Пеунов из Style-Quartet написал про меня: «Она хочет спеть все, что достойно быть спетым». Я себя не ограничиваю только народной песней. Так что в концерте будет и русская народная песня, и романсы, и авторская песня в народном стиле, и песня, написанная специально для меня на стихи Ахматовой.
Во втором отделении прозвучит советская лирика, международный фолк.
Это будут совершенно неожиданные дуэты. Мне иногда говорят: как можно сочетать народный и академический голос?! А вот так, как мы сочетаемся с Олей Жигмитовой из Бурятии, с Мариной Гиоргадзе, которая блистает в мюзиклах, с баритоном Сашей Сухановым.
Я попробую соединить себя прошлую, настоящую и будущую. Нет ничего невозможного — я считаю так. Если ты делаешь свое дело по-настоящему — можно петь все!
Ах, этот трудный бенефис
Как мы уже писали, больших сольных концертов у Майи Балашовой в Нижнем Новгороде не было уже три года. И немудрено — всей организацией она занимается сама. И сделать это с каждым днем становится все труднее и дороже. Аренда зала, оплата рекламы и организация — все ложится на хрупкие плечи этой сильной женщины. И есть то, что ее очень печалит.
— Я уже как-то говорила в интервью, что условия для организации концертов в Нижнем Новгороде такие, что артисты либо опускают руки, перестают делать что-то интересное, либо просто уезжают из города. На меня тогда сильно обиделись люди, с которыми мы сотрудничали по залу. Но я говорила не о конкретных людях, а об общей тенденции в городе. Условия для своих, как правило, такие же жесткие, как для московских гастролеров. Но там другие цены на билеты!
Я не понимаю, почему наш департамент культуры не сделает какие-то рекламные площадки, на которых мы, нижегородцы, сможем размещать информацию о своих выступлениях. Я сейчас понимаю, что если я когда-то еще решу делать концерт в Нижнем Новгороде, это будет очень не скоро.
Майе даже пришлось написать на своей странице в социальной сети, почему билеты на ее бенефис стоят недешево под хештегом #онаболевшем #ходитенаконцерты
«26 октября состоится мой концерт в Кремлевском концертном зале Нижегородской филармонии, и мне хотелось бы сейчас написать о наболевшем.
Многие жалуются на то, что билеты на концерт очень дорогие. Я понимаю, что цена немаленькая, но прошу вас еще раз обратить внимание на состав!
В этот вечер вместе со мной вы будете слушать живое звучание двух лучших нижегородских оркестров!
Нижегородский русский народный оркестр — это один из самых потрясающих коллективов нашего города, мастерство которого неоднократно отмечалось на международных конкурсах и фестивалях. Это коллектив, который много лет служит сохранению русского культурного наследия и приобщению к нашей национальной культуре в самых лучших ее образцах. Стоит особо отметить, что в этот вечер оркестром будет дирижировать Алексей Моргунов — молодой, но потрясающий, гениальный дирижер, который уже неоднократно дирижировал прославленным оркестром имени Осипова, а также воспитал несколько очень талантливых учеников: его юная ученица Настя Тюрина, например, регулярно выступает с «Виртуозами Москвы» Владимира Спивакова.
Оркестр под управлением Михаила Петропавловского — это совершенно другой пласт музыки! Специально для концерта 26 октября Михаил собирает не просто бенд, а симфо-джазовый оркестр. И это будет красивейшая музыка 20-го столетия, а также оригинальные аранжировки международного и русского фолка.
Мы написали около 20 оркестровок. Сделали несколько оригинальных дуэтов. На сцену вместе со мной выйдет невероятная Ольга Жигмитова (меццо-сопрано), баритон Александр Суханов, удивительный пианист Владимир Исаев, любимица нижегородской публики Марина Гиоргадзе и ансамбль «Казачий хутор».
Дорогие мои, хорошие, живое, настоящее, профессиональное искусство не может стоить дешево. В любом случае концерт состоится.
С огромным уважением и надеждой,
Ваша Майя Балашова».
Ну что, вы хотите на этот концерт? Стоит прийти. NN.ru рекомендует.