Прямо сейчас по Ветлуге в Нижегородской области идет лодка, «как в Средние века». Это очень необычный проект, созданный энтузиастами и абсолютно бесплатный для его участников: несколько экипажей на разных отрезках пути проходят по реке, делятся своими впечатлениями, фотографиями и видео. Один из организаторов экспедиции Илья Смолин рассказал NN.RU о том, что из себя представляет лодка и зачем всё это нужно.
— Расскажите, пожалуйста, про лодку.
— Лодка представляет собой реплику, действующую полномасштабную копию, сделанную на основе существовавших образцов речных транспортных средств передвижения. Они и сегодня ещё имеют распространение, но являются лишь следом традиционной хозяйственной деятельности жителей региона. Данный тип малых судов существовал также и далеко за пределами Поветлужья. Из него вышли многие виды речного транспорта, широко распространённые в своё время, но ныне также утраченные. На подобных судах начиналось освоение территорий и осуществлялись транспортные и грузовые перевозки в обширный временной период. В различных вариантах постройки лодку использовали и в раннем Средневековье, и в «век пара и нефти».
Реплика данного ныне утраченного исторического образца создана с частичным использованием современных материалов, увеличивающих «срок жизни» деталей. Но технологические приёмы, структура материалов и их поверхностей достоверны: деревянные борта шиты еловой вицей, долблёное основание пропитано смолой. Семиметровая лодка не имеет палубы и стационарной крыши, но имеет две пары распашных вёсел и вспомогательный парус. Ходовое судно способно нести 5 человек и сопутствующий груз. Лёгкий корпус с мягкими обводами река легко переносит через завалы и мели, но все эксплуатационные качества ещё изучаются в пути.
Место строительства Лодки (пишу иногда с большой буквы, т. к. это первое слово в названии лодки, а второе ей даёт любой участник экспедиции, каждый — своё, я называю её «Лодка-толстушка») — рядом с территорией Музея культуры дерева (природный парк «Воскресенское Поветлужье», где расположено озеро Светлояр) в Нижегородской области. Строительство началось осенью 2019 года, но стадия основных работ затронула зиму и весну 2020-го.
Когда меня спрашивают о деталях лодки и истории её строительства, то разговор затягивается… Есть источники, формирующие представление о виде этих маломерных судов, косвенно или напрямую дающие руководство для их постройки. Старые фотографии последних подобных лодок на Ветлуге и вовсе должны были бы упростить задачу реконструктора, но всегда появлялось что-то новое, что заставляло остановить работу и изменять ранее созданное. Описания в старых текстах, фрагменты находок археологических раскопок, наблюдения за технологической преемственностью в способах работы с деревом в регионе — всё это способно отдалить идеал от того, что уже сделано. Но лодки нужно отпускать, не их дело простаивать на дворе.
— Набор в экипажи ещё идет?
— Заявки от участников собирались с января, а экипажи формировались с марта этого года. Ограничения пандемии не упростили организацию экспедиции. До введения ограничений каждая из заявок была принята и встроена в удобную всем систему распределения в команды. Но даже сейчас, когда лодка уже в Нижегородской области, люди продолжают писать и звонить. Приходится с сожалением отказывать — сформированные экипажи теперь лишь принимают частых гостей.
Занять в Лодке место мог любой желающий. Подтверждение тому — составы экипажей, уже завершивших свой путь. В одной лодке побывали историки, местные рыбаки, члены региональных парламентов, художники, доктора наук, этнографы, журналисты, офисные работники, писатели, музейные сотрудники и самовар.
— Строительство лодки велось за счет частных средств или гранта?
— Лодка строилась на очень ограниченные личные средства, без задействования сторонних ресурсов. Можно было выбрать путь и проще, но сам факт начала строительства лодки стал главным поводом для появления участников и соорганизаторов экспедиции. Лодка экспедиции начала свой путь 15 июля 2020 года только благодаря воле участников и силе помощи регионов. Помощь была всенародной: от банки спелых ягод в дальнюю дорогу до вездеходного транспорта, бесплатно доставлявшего новых участников экспедиции к дальним берегам реки Ветлуги.
— Не опасно ли доверять лодку незнакомым людям (если в экипаже нет вашего лоцмана)?
— Ответ на ваш вопрос идёт сейчас по реке. Лодка — в целости и сохранности. А мелочи лишений только укрепили моё доверие к экипажам. Меня спрашивали ваши коллеги: боюсь ли я? Боюсь. Но больше не за лодку и экипажи, а за начатое нами дело. И многие из участников идут в свои экипажи с тем же чувством. Многие приезжают издалека со своими задачами и желанием помочь в регион, где никогда прежде не бывали. Лодка должна дойти до устья Ветлуги, но груз оставшихся экспедиционных дел ещё велик.
— Откуда был старт?
— Проект не случайно имеет в названии фразу «от истоков до устья». Река начинается с множества небольших ручьёв. Районы Кировской области так и не оставили спор о месте рождения реки. Местные же жители знают, что там, где заканчивается заросшая травой речка Ветлужка, начинается река Ветлуга. Там на воду и встала лодка, чтобы пройти почти тысячу километров по реке, через земли Кировской, Костромской, Нижегородской областей и республику Марий Эл, и вернуться домой.
— Сколько дней занимает маршрут?
— Все экипажи проходят свой путь. И этот путь не будет похож ни на один другой. Кому-то хватило и пары дней, а кто-то остался в мыслях о реке и спустя неделю пути.
— Как я поняла, участники группы ничего не платят. Какая мотивация у организаторов?
— Первое, что закладывалось в основание проекта — доступность и бесплатное участие для каждого. Первое письмо, адресованное мною двум будущим соорганизаторам проекта, было предложением к сотрудничеству на правах равных партнёров. И в дальнейшем все, кто хотел оказать помощь на любом уровне осуществления проекта: в полноценном партнёрстве, патронаже, административном сопровождении или непосредственном участии, получал свою выгоду от наших общих усилий, и я — тоже.
Скажу больше, в выгоде даже сама Лодка. Она как экспонат «живого музея», реплика традиционного судна сегодня может работать, неся на себе новые группы открытой экспедиции «Вся Ветлуга / 2020». Это очень большая возможность не только показать облик ранее существующих образцов подобных плавсредств, но и написать её легенду. Легенда здесь — не форма сказки, а музейный термин: информация о происхождении, бытовании, данные о способах использования предмета и его владельце. Но что может рассказать о себе предмет, стоя на полке?
За поисками информации музейные сотрудники уходят порой очень далеко. Кто-то уже пошутил, что Илью Смолина не будут больше звать «на картошку» — он слишком глубоко копает.
Наблюдая за прохождением по реке реплики традиционной лодки, можно узнать очень многое и о лодке, и о человеке.
— Сколько дней длится полный маршрут?
— Весь маршрут по реке занимает более полутора месяцев, но в счёт идут часы и дни, когда экипажи Лодки уходили очищать берега реки от мусора или собирать этнографическую информацию в деревнях и сёлах Поветлужья. Да и просто поймите: кто увидел реку Ветлугу, тот уже никуда не спешит.
— Как лодка попадет обратно к месту старта?
— Обратно к месту старта лодка уже не вернётся. Её дом — музей. Следуя очень старой традиции, её деталь или камень из балласта нужно было бы передать на следующее судно. Вот только один вопрос: появятся ли на Ветлуге вновь такие лодки.
Следить за отчетами путешественников, которым посчастливилось попасть в экипажи, можно в группе проекта во «ВКонтакте».
Ветлуга таит немало тайн — несколько лет назад на её берегах нашли гигантскую затонувшую беляну. Предварительно её возраст ученые оценивают в 350 лет. Подробнее об этом читайте здесь.