Героические и трагические годы Великой Отечественной войны становятся всё дальше от нас с каждым днём. Эхо трагедии продолжает жить в памяти народа, в книгах, которые выступают хранителями памяти поколений. В этой подборке NN.RU собрал произведения писателей, чьи отцы или они сами были по разные стороны окопов. Как оказалось, окопы-то разные, а вот взгляды авторов на кровавую бойню совпадают.
Составить список произведений нам помогла сотрудница Центральной библиотеки Автозаводского района Татьяна Мартьянова. Она увлекается самой разной литературой: Татьяна уже делилась с читателями NN.RU подборкой о настоящих мужчинах, сражавшихся не на своей войне в Афганистане.
Даниил Гранин «Мой лейтенант»
— Моя война оставалась нетронутой, — сказал автор этой книги, фронтовик Даниил Гранин. — Она была единственная война в истории Второй мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах — все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт.
Гранин написал книгу от лица молодого лейтенанта, прошедшего войну, и старого человека, который оглядывается на свою жизнь, оценивая прошлое. Автор обрушивает невероятный факт: в сентябре 1941 года Ленинград был открыт и полностью находился во власти врага. Почему же при огромном превосходстве в боевой оснащенности армии и в качестве военного руководства немцы не взяли город?
Неожиданно Даниил Гранин находит ответ в дневниках генерала фон Лееба. Уже детально разработан план, по каким улицам Ленинграда будут двигаться немецкие части: еще два-три дня, и они войдут в город. Дальше — приходит указание: «В город не входить». Немецкие офицеры возмущены, но в генеральном штабе ждут капитуляции: не стоит ввязываться в уличные бои, терпеть потери, которых уже и так много. Город капитулирует, как это было с Парижем и другими городами. А дальше мы знаем: началась 900-дневная блокада города.
В своей книге автор поднял ещё одну интересную тему. Чуть ли не впервые в нашей военной прозе прозвучал мотив «потерянного поколения». После войны родные ждали долгие годы — когда же пришедшие с фронта вернутся с войны по-настоящему, вернутся насовсем и начнут жить мирной жизнью.
Андрей Бинев «Тихий солдат»
Однажды друг доверил Андрею Биневу историю своего отца Ивана Тарасова. Тот рассказал её перед смертью для того, чтобы сын смог понять его и простить. Мужчина до этого не знал, что его отец служил часовым у Сталина, и о том, что он был в отряде разведчиков, которых предали под Ровно и отдали в руки бандеровцам.
Бинев был поражен драматичностью судьбы этого человека и написал этот роман. Действие книги разворачивается в 1935 — 1965 годы. Сбежав от деревенской нищеты на Тамбовщине, 18-летний Павел Тарасов связал свою жизнь с армией: во время войны он стал разведчиком. Когда под Ровно бандеровцы ранили генерала Ватутина, в их расположение был направлен отряд самых опытных разведчиков из 21 человека. Все они оказались преданы и убиты в коротком и жестоком бою. Вел отряд сотрудник НКВД.
Тарасов остался жив. Он считал, что кроме него никто не спасся, и горько в этом ошибся. Его обвинили в предательстве и приговорили к расстрелу, но заменили приговор отбыванием в штрафной роте. Всю оставшуюся жизнь он посвятил поиску, как он думал, предателя, того самого сотрудника. После войны Павел Тарасов узнал, что разведчиками пожертвовали, чтобы внедрить сотрудника НКВД к бандеровцам.
Павел пытается ответить на вопрос, оправдывает ли цель средства. Он приходит к выводу: «Да, если люди знают, на что и куда идут». А когда 20 разведчиков ведут на убой, а они об этом не знают — это неоправданно и унизительно. Роман посвящён «тихим солдатам», которые всегда были единственным безмолвным средством в достижении великих целей.
Сергей Самсонов «Соколиный рубеж»
Это роман о Великой Отечественной войне и противостоянии двух летчиков-асов: русского Георгия Зворыгина и немца Германа Борха. Для них главное — красота боевого полета.
Читатель будет свидетелем картины, где Герман Борх постепенно приходит к пониманию всего ужаса, что сотворили его соотечественники в ходе войны, и что эти «недочеловеки-славяне» — достойные противники.
А Зворыгин поистине сын своей Родины, которая хочет — вознесет тебя на вершины славы, а захочет — уничтожит руками людей власти. В романе изображена вся несправедливость жизни: не может такое случиться с достойным человеком! А таких судеб после войны в России тысячи и тысячи.
Не хочется, чтобы роман заканчивался так. И продолжения не хочется, потому что оно всегда слабее первоначального произведения. Хотелось бы, чтобы Сергей Самсонов создал коротенький эпилог о послевоенной судьбе героев. Но, похоже, автор не стал нас утешать, так как те, кто изучал историю России, знают, что было с советскими людьми, прошедшими плен.
Адам Торп «Правила перспективы»
В 1964 году в немецком городке Лоэнфельд на выставке «Мир во всем мире» после реставрации была выставлена картина Иоганна-Кристиана Фоллердта «Пейзаж с руинами» (год создания 1760. — Прим. ред.). Картину нашли во время разбора развалин жилого здания в 1945 году.
Покрытое шрамами и пузырями полотно стало символом ужаса развязанной фашистами войны в глазах тысяч людей. Адам Торп придумал свою версию судьбы этой картины, а также других персонажей, имевших к ней отношение. Так получился роман «Правила перспективы». Действие происходит во время войны в этом же немецком городке Лоэнфельд. Американская армия без конца бомбардирует город, не заботясь о сохранении культурных ценностей. А сохранять есть что. В городе расположен музей Вильгельма Кайзера с коллекцией старинной живописи. Директор пытается спасти собрание музея от разворовывания: часть картин он спрятал в подвалах музея, а часть отправил в соляные шахты.
Солдаты США вступили в город, когда от музея осталась одна стена — всё было уничтожено пожаром. Капрал Перри увидел картину, приведшую его в восторг. Перри был художником, поэтому ценность холста показалась ему несомненной. И мы понимаем: сколько же художественных ценностей пропало во время войны.
Заявленная в названии «перспектива» — это, скорее, ретроспективный взгляд на истоки случившейся трагедии. И линии сошлись на картине Фоллердта «Пейзаж с руинами».
Джонатан Литтел «Благоволительницы»
О крупнейшей трагедии XX века в книге говорится непривычным для нас образом — война представлена глазами палача, эсэсовца Макса Ауэ, руководящего массовыми убийствами на Восточном фронте. Рассказчик описывает уничтожение евреев в Бабьем Яре, какую роль в этом сыграли «патриоты Незалежной».
Автор поднимает много интересных тем, провоцируя нас на размышления. Джонатан Литтелл наглядно демонстрирует, что при определенных обстоятельствах на войне любой добропорядочный человек может стать преступником. Например, немецкая программа уничтожения людей с тяжелыми психическими и физическими болезнями. Медсестры отбирали больных и отправляли в специальное здание. После войны, когда их допрашивали, они недоумевали: «В чем я виновата?» Медсестра никого не убивала, она только раздевала и успокаивала больных, то есть выполняла свои профессиональные обязанности. Врач тоже не убивал, он только подтверждал диагноз. Работник, открывший кран подачи газа, осуществлял техническую функцию.
Как тогда определить: кто же тогда виноват? По этому вопросу Литтелл дает свои любопытные рассуждения.
Несколько слов о названии романа. Благоволительницы — это богини мести Эринии из древнегреческой мифологии. Эринии преследуют за тяжёлые проступки, ввергая преступников в безумие…
В прошлый раз NN.RU писал про книги, которые западут в душу до конца жизни. Такие произведения словно невидимыми крючками зацепились в памяти, и их ничем не извлечь оттуда.
Фото: Наталья Бурухина, Ozon
У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram. Хотите быть в курсе всех самых актуальных событий города? Подписывайтесь также на наши каналы в «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Районы».