Датский ученый Томас Франк приехал в Россию, чтобы исследовать исторический путь «из варяг в персы», по которому в Средние века до Востока добирались викинги. Исследователь отправился в экспедицию на ботнике, который изготовил мастер из Семеновского района.
Случайное знакомство
Томас Франк долгое время изучал роль водных путей в древние времена. Ученого заинтересовала находка датских ученых на территории острова Бронхольм. Там обнаружили лодку, которая внешне была похожа на привычный ботник. Исследователь стал изучать, какие виды водного транспорта могли использовать викинги для своих передвижений. В интернете Томас Франк наткнулся на сюжет нижегородского журналиста Юрия Немцова десятилетней давности. В нём рассказывалось о жителе деревни Аристово Михаиле Напылове, который мастерит ботники по старинным технологиям из цельного ствола дерева.
У нижегородца было несколько заготовок лодок, две из них он продал датскому ученому. В августе Томас начал свою экспедицию, отправившись в путь от Старой Ладоги в Ленинградской области.
— С этого места викинги начали свое путешествие внутри континента. Они приходили с Балтийского моря через Ладогу. Шли по речушкам, перетаскивая лодки, к Волге. После чего добирались до Каспийского моря и там пересаживались на большие ладьи, чтобы отправиться на Восток, — рассказал журналист Юрий Немцов.
По историческому пути за 50 дней
4 августа лодку из Нижегородской области перевезли в Ленинградскую область. Через несколько дней Томас Франк начал свое путешествие с реки Волхов, которая впадает в Ладожское озеро.
— Первые 100 км я шел против течения. В некоторых местах лодку приходилось тащить, стоя в воде по горло. Периодически я плыл и тянул ботник за собой. Я даже думал вернуться обратно, — вспоминает ученый.
Однако Томаса останавливала мысль, что в таком случае он может сломать ботник.
— Самое важное для меня было сохранить лодку целой. Поэтому я продолжил свой путь. До того как я добрался до Волги, мне пришлось пройти девять рек. Это был прекрасный, но пугающий опыт, — продолжил исследователь.
Путешествие Томаса длилось 50 дней. За это время ему приходилось продумывать, как обезопасить себя, чтобы не заболеть. Важно было быстро высушить промокшую одежду и поесть горячую пищу.
— К сожалению, борщ я с собой взять не смог, поэтому ел специально заготовленную еду, — шутя, рассказал Томас.
Несмотря на возникающие сложности, ученый пользовался возможностью пообщаться с интересными людьми, которых встречал на своем пути. Он познакомился с другими исследователями, сотрудниками музеев и местными жителями, с которыми обменивался историями из жизни.
Преодолев две тысячи километров, 24 сентября Томас Франк прибыл в Астрахань.
— Я хотел закончить свою экспедицию в месте древнего поселения Итиль, но река изменилась, и течения не было, поэтому я не смог туда добраться, — рассказал ученый.
Исследование продолжается
За время путешествия ученый пришел к выводу, что в древности викинги использовали именно этот маршрут, и на себе ощутил, насколько тяжело в то время было преодолевать такие расстояния. Маленькие города, встречавшиеся на пути, были стоянками, где люди помогали путешественникам. Именно в этот момент происходил обмен историями и культурным опытом.
— Что касается ботника, то я полагаю, что именно этот тип лодки, на которой я отправился в экспедицию, упоминался в древних источниках, — заключил ученый.
По мнению Томаса Франка, скандинавы использовали подобие ботника, который справлялся с ветром и сильным ветром на больших и мелках реках. При этом большие корабли по этому маршруту пройти не могли.
Однако за время экспедиции ученый смог ответить далеко не на все вопросы.
— Возможно ли, что прототип этого типа лодки был изобретен в бронзовом веке и скандинавы заимствовали технологию изготовления ботника у славян?
История нижегородского ботника на этом не заканчивается. В следующем году лодка будет представлена на выставке в одном из музеев Дании. После чего Томас Франк отправится в еще одну экспедицию — от Польши до острова Бронхольм.
Ранее мы подготовили материал о дореволюционном Нижнем Новгороде. Фото города начала XX века можно посмотреть в этом материале.