24 января понедельник
СЕЙЧАС -13°С

Дореволюционный Нижний. Смотрим фото города начала XX века

Публикуем новую подборку старинных фото, на этот раз чуть ближе к нашему времени

Поделиться

Дореволюционные фото Нижнего Новгорода

Дореволюционные фото Нижнего Новгорода

Поделиться

К началу XX века Нижний Новгород представлял собой крупный промышленный и торговый центр: в городе по-прежнему ежегодно проводилась ярмарка, сохранялось еще благоустройство, организованное к Всероссийской художественно-промышленной выставке, работали крупные предприятия: Нижегородский механический завод в Сормове и металлический завод в Канавине. Но приближение трудных времен уже чувствовалось. Рассматриваем фотографии Нижнего Новгорода, снятые в период с 1900 по 1917 годы.

Георгиевская башня


В прошлой подборке мы показывали небольшую смотровую площадку, находившуюся на месте нынешнего памятника Валерию Чкалову и Чкаловской лестницы. В начале XX века это место стало выглядеть гораздо более благоустроенным: лавочек стало больше, и они располагались вдоль всего откоса, а посередине находилась беседка-кафе, украшенная резьбой по дереву.

Георгиевская башня, <nobr class="_">1908–1917</nobr>

Георгиевская башня, 1908–1917

Поделиться

Строительство Спасской церкви


Спасская церковь — пожалуй, единственное, что можно узнать современному нижегородцу на этом фото. Это единственный сохранившийся храм из тех, что были заложены в память чудесного спасения семьи императора Александра III при крушении поезда на Курско-Харьковской железной дороге 17 октября 1888 года. В том же году нижегородское купечество открыло сбор средств, а первый камень заложили 11 лет спустя — в 1899 году.

Строительство Спасской церкви, вид от Сенной, 1901

Строительство Спасской церкви, вид от Сенной, 1901

Поделиться

Новая площадь


В конце XIX — начале XX века на территории Новой площади — нынешней площади Максима Горького — проходил самый многолюдный в нагорной части базар. Крестьяне съезжались сюда из окрестных деревень. Нередко они приезжали на базар накануне торга и устраивались на ночлег под открытым небом.

Новая площадь, <nobr class="_">1903–1911</nobr>

Новая площадь, 1903–1911

Поделиться

Игнатьевский приют


Граф Николай Игнатьев в 1879–1880 годах был ярмарочным губернатором. В 1880 году к нему пришли купцы, собравшие 36 тысяч рублей, и попросили графа употребить эти деньги по своему усмотрению. Генерал-губернатор распорядился деньгами так: поручил построить на ярмарочном пустыре, неподалеку от собора Александра Невского, ночлежный приют. Причем весьма необычной формы — в виде свода из стекла и стали. Приют был открыт в 1881 году и действовал до 1917 года. Дальнейшая судьба здания неизвестна.

Игнатьевский приют, <nobr class="_">1900–1905</nobr>

Игнатьевский приют, 1900–1905

Поделиться

Самокатская площадь


Самокатская, или Самокатная, площадь была одним из самых интересных мест ярмарки. Вот как описывает ее «Путеводитель по Нижегородской ярмарке», составленный А. П. Мельниковым и Г. П. Демьяновым:

«Самокат — это народный трактир. В самой просторной зале движется кругом ряд ящиков, имеющих форму кузова повозки и заменяющих сидения; это, собственно, и есть самокат, который приводится в движение под полом лошадьми, а иногда людьми».

Здесь можно было покататься на качелях, двухэтажных каруселях, побывать в театре, цирке, балагане или комнате смеха.

Карусели на Самокатской площади, <nobr class="_">1900–1910</nobr>

Карусели на Самокатской площади, 1900–1910

Поделиться

Магометанская площадь


Продолжаем прогуливаться по Нижегородской ярмарке — и перед нами Магометанская площадь. На торг всегда приезжало немало мусульман, и практически в первый же сезон они построили себе деревянную мечеть, рядом с которой находилась «Татарская харчевня». А в 1827 году по проектору архитектора А. Л. Леера была возведена уже каменная мечеть.

Магометанская площадь Нижегородской ярмарки, <nobr class="_">1900–1911</nobr>

Магометанская площадь Нижегородской ярмарки, 1900–1911

Поделиться

Нижегородский ярмарочный ипподром


Еще одно развлечение на Нижегородской ярмарке — скачки на ипподроме. Но, стоит отметить, там можно было посмотреть не только на лошадей. В 1910 году на ипподроме в Гордеевке состоялся полет знаменитого русского авиатора Уточкина, а потом там стали проводить и другие показательные полеты (правда, и без аварий не обходилось).

Трибуна Нижегородского ярмарочного ипподрома близ села Гордеевки, <nobr class="_">1900–1905</nobr>

Трибуна Нижегородского ярмарочного ипподрома близ села Гордеевки, 1900–1905

Поделиться

Железная дорога вдоль Оки


После выставки 1896 года в Нижнем Новгороде было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой. Общество разработало проект дороги Нижний Новгород — Казань, и провести ее было решено по береговой террасе. Неподалеку от мукомольных мельниц Дегтяревых и Башкировых на берегу Оки был построен Ромодановский вокзал (назван он был в честь поселка Ромоданова в Мордовии, а тот в свою очередь — в честь владельцев, князей Ромодановских).

Железная дорога проработала до 1974 года. Из-за постоянно случавшихся оползней ее закрыли после того, как появился более удобный и безопасный путь через Сартаковский железнодорожный мост.

Железнодорожная линия Тимирязево-Нижний Новгород вдоль Оки, <nobr class="_">1904–1917</nobr>

Железнодорожная линия Тимирязево-Нижний Новгород вдоль Оки, 1904–1917

Поделиться

Церковь Трех Святителей


А вот это место, пожалуй, легко узнать и сейчас — оно мало изменилось. Всё так же стоит дом с необычным балконом на пересечении улиц Студеной и Славянской (последняя, кстати, до 1914 года называлась Немецкой, но во время Первой мировой войны на волне патриотических настроений ее переименовали). И всё так же улица упирается в церковь Трех Святителей.

Вид на церковь Трех Святителей со стороны улицы Студеной, <nobr class="_">1905–1908</nobr>

Вид на церковь Трех Святителей со стороны улицы Студеной, 1905–1908

Поделиться

Гостиный двор на Рождественской


В результате пожара 9 сентября 1778 года оказались уничтожены большинство деревянных лавок Нижнепосадского торга. На их месте решили построить три корпуса каменного гостиного двора. Деньги собрали купцы, а проект разработал в 1780 году Я. Ананьин. К 1784 году корпуса были закончены. Здание было выстроено в стилистике русского классицизма и имело арочные въезды для гужевого транспорта на первом этаже. К сожалению, в 1930-е годы гостиный двор снесли.

Нижнепосадский гостиный двор на улице Рождественской, вид на Скобу, 1913

Нижнепосадский гостиный двор на улице Рождественской, вид на Скобу, 1913

Поделиться

Электростанция у Похвалинской горы


Ко Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде требовалось решить транспортную проблему. Сначала выход видели в устройстве конной железной дороги, но по крутым нижегородским подъемам лошади не могли тянуть вагоны. Тогда железную дорогу решили делать на электрической тяге, то есть, по сути, использовать трамвай. Для этого, а также для электрического освещения города у подножия Похвалинской горы построили электростанцию.

Нижне-Благовещенская площадь, <nobr class="_">1904–1906</nobr>

Нижне-Благовещенская площадь, 1904–1906

Поделиться

Кремлевский фуникулер


Нижегородские фуникулеры, или, как их называли тогда, элеваторы, тоже были построены ко Всероссийской выставке. Один из них вел в Кремль (сейчас его восстанавливают), второй шел по Похвалинскому съезду. Работали они, кстати, не от электричества, а от силы тяжести — в вагонах находились емкости для набора воды, и в процессе спуска и подъема вода переливалась из одних баков в другие.

Часовая башня Кремля и Кремлевский элеватор, 1912

Часовая башня Кремля и Кремлевский элеватор, 1912

Поделиться

Мытный рынок


Хорошо знакомое каждому нижегородцу место в те времена выглядело, пожалуй, даже чище и просторнее, чем в последние годы. Впрочем, сейчас там продолжается затянувшаяся реконструкция, так что, возможно, у рынка еще есть шансы приятно нас удивить.

Название рынка происходит от слова «мыт» — пошлина за провод товара. Мытом облагались товары, которые привозили в город.

Мытный рынок, <nobr class="_">1904–1917</nobr>

Мытный рынок, 1904–1917

Поделиться

Баррикады в Сормове


13–14 декабря 1905 года в Сормове произошло вооруженное восстание. С утра 13 декабря на углу Шоссейной и Александро-Невской улиц началось строительство баррикад. Центр восстания находился возле забаррикадированного каменного здания школы. Дружинники были вооружены револьверами, охотничьими ружьями, винтовками, шашками, пиками и самодельными бомбами. В первый день восстание имело успех, но на следующий день царская артиллерия подавила его.

Сормово. Баррикады. Сормовское вооруженное восстание <nobr class="_">13–14</nobr> декабря 1905 года

Сормово. Баррикады. Сормовское вооруженное восстание 13–14 декабря 1905 года

Поделиться

Неделю назад мы публиковали подборку фотографий Нижнего Новгорода, сделанных в период до 1900 года. В ней можно увидеть, как выглядели в те времена Верхневолжская набережная, площадь Минина и Пожарского, Звездинка, площадь Свободы и другие места в центре города.

По теме (13)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК31
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter