Воспитанник Нижегородского детского речного пароходства Александр Дудков вместе с командой участвовал в V Международной выставке юных изобретателей International Young Inventors Award, которая проходила на Бали (Индонезия). Модель морского беспилотника получила Гран-при. В конкурсе принимало участие 316 юных конструкторов из 15 стран мира.
— Для Гран-при работала вся команда, а представлял модель-победительницу Саша Дудков, — уточняет директор Детского речного пароходства им.А.Гайдара Владимир Дьяков.
И все-таки Александр Дудков стал триумфатором. Правда, распространяться об этом не спешит.
Александр учится в нижегородской школе № 149 и четвертый год занимается судомоделированием в Детском речном пароходстве. Симпатичный и скромный юноша, приехав с Бали, даже не рассказал в школе о своем успехе — считает, что хвастаться нехорошо. Но с корреспондентом NN.ru кое-какими секретами поделился:
— Как я попал в пароходство — долгая история. Она началась четыре года назад. Я решил что-то смастерить своими руками и начал искать какой-нибудь технический кружок поблизости. Пришел сюда на пробное занятие, мне понравилось. Начал заниматься.
— Первая моя работа — маленькая модель гражданского корабля. Потом была модель эсминца, а третья — вот эта работа, с которой мы ездили на Бали на международную выставку молодых изобретателей. Это беспилотная автономная энергосистема для дальнего мониторинга мирового океана — измерения глубин, отслеживания косяков рыб, добычи информации для метеопрогнозов.
Конечно, Саша не первый, кто задумался в мире о создании подобных систем. Он нашел в интернете статьи о морских беспилотниках. Выяснилось, что в этом направлении двигаются и такие компании, как, например, ROLLS-ROYCE. Но эти гиганты проектируют беспилотники для перевозки людей. И подросток решил создать что-то подобное, но не для перевозок, а для изучения мирового океана.
— Это судно движется за счет силы ветра, здесь создана система жесткого паруса-крыла, которая управляется с помощью стабилизатора и руля. А солнечные батареи, расположенные на парусе, дают энергию и для приводов стабилизатора, и для работы научной аппаратуры, и для навигации.
Сейчас это только модель. Чтобы судно стало «настоящим», нужно строить его в пропорции 1:3. Тогда его можно будет нагрузить соответствующей аппаратурой и отправлять на океанские просторы.
Но об этом юный конструктор пока не задумывается. У него есть другие планы и цели. Достаточно амбициозные. И никаких романтических увлечений в них нет. Парень серьезно заявляет, что на девочек не заглядывается, потому что не до того ему. А дело в том, что этот симпатичный юноша — круглый отличник в школе и поставил себе задачу — взять золотую медаль. Хотя…
— Мы немного гуляли по городу, но симпатичных девочек я там видел, — признался Саша.
А в дальнейших планах у него — учеба в Политехническом университете. И специальность он уже выбрал — атомная физика. Ни много и ни мало!
Но неизвестно, увлекся бы Саша так серьезно созданием моделей судов, если бы не наставник. Алексей Торяник - руководитель лаборатории малого судостроения, судомоделизма и робототехники Детского речного пароходства.
Он сам со школьных лет увлекался судомоделированием и потом, работая в разных местах, увлекал этим ребят, работая в кружках. И он точно знает, что в этом деле увлекает мальчишек.
— Красота модели, красота жизни, — так считает Алексей Петрович. — А создать красоту непросто. И когда подросток эту красоту создает, он чувствует, что занимается делом. У меня нет задачи направить наших выпускников в морское дело. Я из подростка человека делаю — уверенного в себе, востребованного на работе и успешного.
И это получается. Среди воспитанников мастера — капитаны дальнего плавания и моряки других профессий, инженеры, конструкторы, действительно успешные и востребованные.
Вчера еще одна команда пароходства отправилась на международный конкурс юных конструкторов, теперь в Индию. Они повезли туда еще три действующих модели, разработанные в лаборатории судостроения.
P.S. Призовая сумма за Гран-при составила около 1000 долларов. На эти деньги для лаборатории приобрели 3D-принтер. Правда, руководству пароходства пришлось добавить денег для покупки. Теперь ребята будут осваивать изготовление деталей для своих моделей с помощью современных технологий.