Все новости
Все новости

Студенты, которым не слабо: как прошли испытания беспилотников на ринге «РобоКросса-2021»

Репортаж с полигона ГАЗа, где состоялись соревнования автоматизированных транспортных средств

В соревнованиях участвовало 6 команд из разных городов: Нижнего Новгорода, Москвы, Ульяновска, Коврова, Самары и Санкт-Петербурга

Поделиться

10 утра, жара +33, тенты, палатки и студенты в оранжевых жилетах, которым не терпится запустить на трассу свои беспилотники — «газели» и другие транспортные средства. Так начался день 16 июля на испытательном полигоне ГАЗа. Здесь проходили соревнования автоматизированных транспортных средств «РобоКросс-2021». Несколько дней участники испытывали свои разработки в реальных условиях, а в финале представили их судьям. Как выглядят беспилотники, откуда приехали ребята, по каким критериям отбирали призеров и что от этого конкурса получают студенты и предприятия, читайте в репортаже.

Образовательный проект «РобоКросс» организуют Фонд «Вольное Дело», основанный общественным деятелем Олегом Дерипаской, и Горьковский автомобильный завод. Главная задача — создать беспилотный автомобиль и протестировать его в полевых условиях.

Команда «На старт!»


Полигон ГАЗа, где участники провели почти неделю, весьма комфортный для полевых условий. Организаторы оборудовали мастерскую, столовую, зону отдыха, образовательные шатры «Азимов» и «Чапек» и создали комфортные бытовые удобства. Играет молодежная музыка, а студенты не отходят от своих изобретений. Они должны продемонстрировать способность своих транспортных средств самостоятельно выполнить задания.

— Это образовательный проект. Цель в том, чтобы команды протестировали свои разработки, и важна не победа, а то, что будущие разработчики беспилотных систем испытают машину в реальных условиях, жара это или ливень. Участники приезжают с готовыми решениями, которые прекрасно работают там, где тепло и уютно, а здесь алгоритмы сходят с ума, электроника сбоит, и задача молодых инженеров — все заставить работать. Тут-то и начинается самое интересное, — уверен руководитель программы «Робототехника» Максим Петров.

Открытие прошло по-дружески и неформально

Открытие прошло по-дружески и неформально

Поделиться

В этом году участвует 6 команд — из Нижнего Новгорода, Москвы, Ульяновска, Коврова, Самары и Санкт-Петербурга. Участники разного возраста из ведущих вузов страны.

Трасса кажется простой: ровная гравийная дорога без поворотов, на которой стоят синие бочки-препятствия. Но зрители мыслят с точки зрения обычной машины, не осознавая, что такой участок значит для беспилотников, за рулем которых нет помощника-человека. Участник команды «МиР» Нижегородского политеха Михаил Воронин рассказал, какие трудности приходится преодолевать и что они дают молодым инженерам.

— Эти соревнования дают классную возможность применить теорию программирования на практике и прийти на завод, чтобы запустить беспилотники на конвейере. Тут мы решаем реальные задачи. У нас, к примеру, от жары сломалась камера, перегревались провода, сбоила электроника. Но ко всему надо быть готовым, и форс-мажоры помогают развивать инженерное мышление.

Поиск и мотивация светлых голов


Поскольку «РобоКросс» проходит уже в 11-й раз, организаторам есть с чем сравнивать, и они отмечают прогресс.

— Самое главное в «РобоКроссе» — это решения, которые рождаются во время соревнований, и светлые головы, продолжающие работать в этой сфере, создавая автомобили для нашей страны. Мы видим, что год от года команды становятся сильнее, приходят новые участники, машины становятся лучше. Это огромный действенный механизм привлечения в отрасль новых талантливых кадров, — отмечает главный инженер-конструктор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаил Иванов. — Участники команд общаются друг с другом, газовскими инженерами и наставниками, и «РобоКросс» становится своеобразной беспилотной тусовкой, площадкой общего инфополя. Профессиональное сообщество мотивирует, направляет, за счет чего растет уровень самих соревнований и качества проектов. Получается, что ребята немного опережают своих одногруппников, и это здорово.

Судьи оценивали скорость, выход за полосу, объезд препятствий, возможность экстренного торможения и еще множество параметров

Судьи оценивали скорость, выход за полосу, объезд препятствий, возможность экстренного торможения и еще множество параметров

Поделиться

Отправляясь на «РобоКросс», не все участники уверены в своих силах и выборе профессии. Но после получения такого опыта они точно знают, что карьера инженера весьма привлекательна. По словам Михаила Иванова, студенты сосредотачиваются на знаниях, которые помогут им успешно двигаться в направлении инновационных разработок — электронных систем, мехатроники, искусственного интеллекта. Благодаря этим соревнованиям, предприятия получают практически готового специалиста, способного включиться в разработку беспилотников, электромобилей и других прорывных проектов ГАЗа.

Важна не скорость, а качество: кто победил?


Судей было несколько, и все они — инженеры-конструкторы ГАЗа. Оценивались аккуратность вождения, скорость, выход за полосу, объезд препятствий, возможность экстренного торможения и еще множество параметров. За успех команды получали баллы, а за нарушения — штрафы.

Победу одержала команда MADI TECH Московского автодорожного института

Победу одержала команда MADI TECH Московского автодорожного института

Поделиться

— Кроме заезда, участники выбрали выполнение отдельных заданий. К примеру, распознавание дорожных знаков и светофоров, расставленных вдоль трассы. Баллы снимаются, если автомобиль коснулся препятствия или ограждения, превысил скорость в 9 км/ч. Сегодня на удивление выписал мало штрафов, все ездят аккуратно и мимо бочек. Прелесть этих соревнований в том, что даже сильная команда может столкнуться с проблемой, которую нужно быстро решить. Здесь фаворит легко может стать аутсайдером. Поэтому важно мыслить творчески, — подчеркнул главный судья «РобоКросса» и ведущий инженер-конструктор ОИЦ «Группы ГАЗ» Дмитрий Данилин.

Вот призеры, которые показали лучшие результаты: команда MADI TECH Московского автодорожного института, RoboLife Ульяновского государственного технического университета, KSTA Team Ковровской государственной технологической академии.

Новости компаний

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter