Последние несколько дней нижегородцы бурно обсуждают эпизод со слитыми фотографиями молодой учительницы, которая публиковала на своей странице фото с занятий на пилоне и другие горячие снимки. Подобные истории происходили в России и раньше, и каждый раз у общественности возникает вопрос: «Может ли учитель выкладывать такое?» Мнения делятся, начинается спор — зачастую грубый и неаргументированный. Журналист NN.RU Алексей Сапожков решил поставить точку в дискуссии с мужской точки зрения. Далее — прямая речь.
Как только разразился скандал, мы провели опрос: по итогам 82% читателей NN.RU посчитали, что личная жизнь учителя касается только его и никого больше. Вопрос остается лишь в том, почему 18% респондентов уверены, что женщине нельзя выкладывать откровенные фото? А с этого момента возникает и другой вопрос: что есть откровенные фото?
Сексуальная революция была 60 лет назад. Советский Союз, конечно, волна накрыла гораздо позже — в 80-е. Штаны разрешили носить женщинам, кстати, наши чиновники гораздо раньше западных коллег, сразу после Октябрьской революции. Обратите внимание на риторику: разрешили. То есть, базовые вещи, которые для нас сейчас абсолютно нормальны, были запрещены. Просто держите в голове, что американские девочки, если бы в 50-х надели брюки в школу, подверглись суровому наказанию. А сейчас это в норме вещей.
Где эти времена и люди, которые занимались такой ерундой? Где люди, которые мерили линейкой длину платья, чтобы коленки не были видны? Всё это давно ушло, но почему-то остались отголоски.
Ученики уже давно обрели свободу: зачастую занимаются тем, чем хотят — выбор у подростков еще никогда не был настолько объемный. А учителя в России, похоже дело, остаются в этих рамках. В рамках общества середины 50-х.
Разве не свободу выбора, свободу самовыражения, личной жизни мы пропагандируем сегодня? Разве это не то, к чему стремится сама философия нашего времени? Создается ощущение, что есть прослойка людей, которая остается в стагнационном информационном пузыре, там все живут так, как жили.
Действительность сильно поменялась и продолжает меняться. Как минимум появились дешевые и доступные презервативы. Появилось какое-никакое сексуальное образование. В рамках России, конечно, оно скорее является чем-то вроде «литературой на лето», но даже в таком виде секспросвет делает свое дело.
В каждом крупном городе есть секс-шопы, отделения маркетплейсов, анонимно доставляющие всё что угодно. Да даже в Нижнем Новгороде есть закрытые БДСМ-вечеринки, клубы, а на главных улицах города красуются стриптиз-бары. Какое-то избирательное пуританство получается, нет?
Главный аргумент против того, что бы учителя выкладывали фото с занятий на пилоне (или в целом фото с эротическим подтекстом), — «моральный облик педагога». А разве дети не видят рекламы стрипух? Или не заходят на маркетплейсы в поисках раздела 18+? Не рисуют три буквы на стенах в туалетах?
Современные подростки, в общем-то, в курсе, и что такое фетиши, и что такое секс, и как выглядят раздетые тела. Можно эти познания ограничить — отобрать интернет, отправить в православную гимназию. У меня был интересный опыт в школе, когда к нам в параллель пришла девочка из такого учебного учреждения. Я ничего не имею против религии, сразу оговорюсь — даже периодически хожу в церковь. Но родители одноклассницы настолько были заняты «морализаторством», что их девочка не вписалась в наше общество. Окончив школу и уехав из города, она послала всех родственников куда подальше и пустилась во все тяжкие.
Это просто история, что ограничения могут сыграть злую шутку. В том числе и ограничения личной жизни учителей. Что плохого в том, что девушка с красивой фигурой (феминистки меня съедят за оценочное суждение, но это правда эстетически привлекательно) выставляет фото с занятий на шесте? Или в эротических фотосессиях?
В общем счете это ни на что не влияет. Станцевав на пилоне, она резко забудет правила орфографии? Или к ней по-другому станут относиться ученики? Да, в классе могут прокатиться смешки — всё-таки подростки. Но мне кажется, что парни слушают эту девушку в гробовой тишине. Скорее всего, они даже на это не обращают внимание.
Женское тело абсолютно нормально. Проблема таких скандалов в том, что люди с позицией меньшинства, застрявшего в рамках морали вековой давности, пытаются навязать современному, молодому большинству своё мнение. Еще нелепее становится, если вдуматься, в чьих интересах фото распространялись и с каким подтекстом. Родители учеников к нижегородке относятся тепло, она сама заявила об этом — может быть среди них завелась белая ворона с ханжеским клювом? С такой же вероятностью есть какая-нибудь учительница коллега, что-то с ней не поделившая.
В любом случае представьте такую картину: человек заходит на страницу учительницы в запрещенной соцсети, пролистывает семейные фотографии и берет фотосессии с занятий на пилоне. Затем рассылает по пабликам гневное сообщение: «Посмотрите, посмотрите что творится! Происходит настоящий секс! О боже! Женское тело! Полуголое!».
Ну и? Можно в галерею сходить — там столько грудей, задниц и даже… Кем нужно быть, чтобы тебя оскорбило даже не голое женское тело, а полуголое?
Одна из немногих ситуаций, которую я не могу спроецировать на себя. Пытался по-разному: и ставить себя на место директора, который вынес ей выговор, и на место рандомного родителя, и какого-нибудь ученика. Моя реакция в любом случае была бы одинаковой — почти полное безразличие.
Говоря «почти» я имею в виду то, что тема определенно вызывает интерес: не столько из-за самих фото, а из-за последствий. Ну за что давать молодой девушке выговор на работе? За личную жизнь? За то, что она не стесняется своего тела и гордится им? За нарушение предписаний и рекомендаций, а не закона?
Вопрос можно было урегулировать «по-джентельменски», сделав устный выговор, который бы ни на что не повлиял. Но что-то пошло не так, и директор решила, что личное дело должно дополниться личной жизнью.
Интересно было бы прочитать формулировку. «В свободное время от работы (непозволительно учителю иметь свободное время) танцевала на пилоне (фу, развратные танцульки) и выкладывала фото в запрещенную соцсеть (без комментариев)».
Кстати, еще аргумент против подобных фотографий может заключаться в том, что у педагога есть муж. Это конкретное дело супругов и остальных точно не касается. Нижегородцы сами решают, что можно им делать, а что нельзя со своими соцсетями. Дело как бы добровольное, никто никого не заставляет. Хотите ограничить партнера — пожалуйста. Главное — договориться.