Обладатели профессиональной техники – не обязательно хорошие фотографы. Шедевр можно сделать и обычной камерой. Как получить отличное фото, имея на руках среднего качества фотоаппарат, рассказал преподаватель фотошколы «Catch the moment!» Сергей Живулин.
В каком режиме снимать
Пока вы не научитесь самостоятельно настраивать необходимые параметры, лучше не пользоваться механическими режимами (М) – это требует автоматизма действий, а навык нужно долго нарабатывать. От сюжетных программ (типа «спортивной», «ночи», «фейерверка» и других) вообще нет толку, так что о них тоже забудьте. Самые полезные режимы – это P (program), в котором фотоаппарат делает все сам, но «запоминает», какие настройки вы выбрали до этого (например, светочувствительность, вспышку и так далее); A (aperture) – потому что позволяет регулировать, глубину резкости, то, насколько будет размыт фон (самый популярный режим среди профессионалов); S (shot) – режим, которым профи пользуются для создания творческой фотографии. В «S» можно превратить фары ночных машин в полосы, а водопад - в миллион капель. В этих режимах техника «помогает» новичкам так, чтобы кадр получился хорошим.
Как выстраивать композицию
Одно из главных правил фотографии – это «правило золотого сечения». Поделите кадр на три части по горизонтали и по вертикали. Четыре точки, которые окажутся в центре, и есть самые важные элементы кадра, на них мы в первую очередь обращаем внимание.
Фото: wikimedia.org
Следуя этому правилу, делайте так, чтобы линия горизонта не попадала в середину кадра. Небо может занимать одну, верхнюю треть или две верхних трети, но никак не половину. Это некрасиво и неинтересно. Исключение – некоторые коллективные снимки. Делая их, нужно просто гармонично «встроить» всех в кадр.
Имеет смысл начинать снимать с большим фокусным расстоянием (большим приближением). Так вы можете «поиграть» задним, немного размытым фоном. На фото появится сжатая перспектива (когда фон в реальности дальше, чем выглядит на изображении); вы будете «видеть» дальше и больше. Если вы делаете упор на «широком угле», выше вероятность, что в кадр попадет что-то лишнее.
Помните, что самое важное в фотографии - то, что она должна рассказывать историю. Если, нажимая «спуск», вы не видите истории, то, вероятнее всего, такую фотографию не стоит делать.
Как фотографировать человека
Во-первых, не стоит снимать вблизи, «в лоб». Изображение получится плоским, а пропорции лица, скорее всего, будут искажены («вырастет» нос, глаза покажутся широко расставленными и так далее). Опять же лучше снимать с некоторого расстояния. Тогда пропорции будут четче – человек будет доволен результатом.
Во-вторых, следует помнить, что выгоднее смотрится фото, на котором человек двигается, жестикулирует. Крайний вариант – когда он держит руки в карманах или на груди. Не рекомендуется снимать человека, вытянувшего руки вдоль тела.
В-третьих, ловите выражение лица и фотографируйте в момент самых ярких эмоций. Задайте человеку вопрос, который спровоцирует его на рассказ, разговор, рассуждения. В такие моменты он более открыт, искренен.
Важно, чтобы в кадре не было ярких деталей, которые отвлекают внимание от человека (к примеру, оранжевой каски, которую держит в руке строитель с темной одежде). Идеально фото с единственным объектом (к примеру, руководитель предприятия за рабочим столом). Чем больше деталей, тем труднее их сочетать.
Кстати, чтобы создать эффект толпы, не обязательно, чтобы в реальности было много людей. Главное – встать так, чтобы в кадре было максимальное количество людей. Можно фотографировать, к примеру, оратора через спины других людей. Этим приемом – созданием эффекта толпы – часто пользуются пресс-службы политических партий.
Как делать динамические фото (репортаж)
Объекты съемки лучше делать на максимальном фокусном расстоянии. Благодаря этому, во-первых, не будет искажения объекта съемки. Во-вторых, вы сами получите большую мобильность: сможете менять сюжет фото, делая пару шагов в сторону. Съемка с близкого расстояния таких возможностей не дает. В-третьих, на фото появится эффект сжатой перспективы: человек, снятый на расстоянии 300 метрах от кремля, как будто бы будет стоять в непосредственной близости к нему. Но это не значит, что «широкий угол» совсем не подходит для репортажа – он нужен, чтобы создать образ места, в котором находится фотограф, показать все сверху донизу. С него нужно начинать и им заканчивать.
Важно хорошо разбираться в том, что происходит, ловить момент и даже знать наперед, что произойдет. К примеру, если баскетболист допустил грубую ошибку в игре, скорее всего, спортсмен, на котором он «сфолил», пойдет к корзине, чтобы выполнить штрафной бросок.
Как себя вести, если к вам подходит «мастер» с большим фотоаппаратом и начинает вас учить
Если вы не просили совета и помощи – с уверенностью отвечайте, что вам больше нравится снимать так, как вы это делаете. Фотография – это простор для творчества. Нет никакой разницы, смартфон у вас или «крутая зеркалка» - в конечном счете, это лишь кисть художника. А настоящий художник может сделать шедевр и малярной кистью, хоть, может быть, это и будет сложнее.