Город Сормово на баррикадах. Жители Нижнего Новгорода выступили против застройки берега Волги

Сормово на баррикадах. Жители Нижнего Новгорода выступили против застройки берега Волги

Властям напомнили о том, что история повторяется

Сормовичи выступили за сохранение волжской поймы как зоны рекреации, а не застройки

Напряженная атмосфера царила вчера, 3 сентября, на публичных слушаниях в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Горожане были возмущены действиями региональных властей, решивших разрешить застройку жильем живописного берега Волги и, таким образом, закрыть доступ к реке, дать уничтожить заливные луга и заповедную Копосовскую дубраву.

Волжская пойма
В центре - главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов
Галина Малова
Копосовская дубрава
Галина Малова
Галина Малова
Волжская пойма

На публичные слушания, которые проходили в здании общественно-досугового центра «Буревестник», пришло около 150-200 горожан, в том числе нижегородская интеллигенция: экологи, правозащитники, журналисты. Поначалу зал был заполнен на треть, а ближе к середине обсуждения проекта – наполовину, на три четверти. «Фон» создавали ребята с плакатами (около десяти человек): «Мы хотим дышать!», «Спасем дубраву», «Если вы не хотите оставить Сормово зеленым, мы сделаем его красным» и флагами КПРФ. Двое из них, одетые в красные футболки с серпом и молотом, вышли на сцену, держа в руках плакат с надписью «Шанцев – руки прочь от зеленых территорий». Это не понравилось председателю комиссии по публичным слушаниям, заместителю главы администрации Сормовского района Рашиду Камалетдинову, который попросил их уйти со сцены. После небольшой перепалки с присутствующими чиновник отказался от своей идеи.

С докладом об «изменении функциональной зоны в районе улицы Хальзовской с зоны ландшафтных территорий на зону спортивно-развлекательного назначения, а также с зоны набережных на зону многоквартирной среднеэтажной застройки» выступила начальник управления территориального планирования департамента градостроительства Нижегородской области Татьяна Гришина. Периодически сбиваясь и явно нервничая, не называя никаких цифр, она рассказала, что региональное министерство госимущества «в целях развития жилищного строительства» предложило использовать земельные участки в Сормовском районе под жилье. «При рассмотрении данного вопроса возникла необходимость внесения изменений в генеральный план. Это предложение было рассмотрено на комиссии по правилам землепользования и застройки Нижегородской области, где большинством голосов было принято решение о целесообразности внесения изменений», - пояснила она. По словам чиновницы, изменение зонирования коснется не только участков, на которых планируется построить дома, но и близлежащих территорий, поскольку там необходимо с нуля создавать коммунальную и транспортную инфраструктуру. По её словам, развивать участок большей площади будет дешевле. «Судя по этой схеме, территорию памятника природы регионального значения «Копосовская дубрава» мы никаким образом не затрагиваем и достаточно далеко от неё находимся», - пояснила Татьяна Гришина, глядя на проекцию страницы «презенташки».

«Демократию уже прошли»

Горожане начали выступать в защиту зеленой территории ещё до того, как был озвучен доклад о том, что конкретно на ней планируется сделать. Пенсионерка Амалия Плохих, бывшая сотрудница завода «Красное Сормово», заявила: «У нас уже отняли набережную - нет выхода к Волге. Светлоярское озеро загажено, у дороги. Маленький Сормовский парк. Сейчас хотят забрать единственное живое место – дубраву, хотя в городе рухляди полно! И вдруг какой-то Сорокин решает: у нас с вами кризис, давайте строить», - заявила она. Другая пенсионерка срывающимся голосом спросила, как много старых домов в центре города. «Много, много», - успокоительно ответил директор департамента градостроительного развития Нижегородской области Александр Бодриевский. «А чего бы не снести эти дома и на их месте не построить новое жилье? Нам и так тут дышать нечем, будете приезжать сюда, машинами дымить. Чем вы там думаете-то?» - спросила она. Пенсионерка Зоя Фокина напомнила, что «ещё во времена социализма» сормовичам обещали построить виадук. «Мы уже пережили социализм, перестройку, прошли демократию – виадука нет до сих пор. У нас настроена масса домов, и люди выехать не могут, потому что переезды нам все закрывают, Сормово – как отрезанный ломоть. А теперь ещё и дубраву нашу хотят забрать – единственное место, куда мы можно выйти погулять или на шашлыки. Вы лучше подумайте, чтобы сделать жизнь сормовичам лучше, а не отнять последнее, что у нас есть», - подчеркнула она.

«Коттеджи для пришельцев»

Молодой человек по имени Андрей Садовников, который представился урбанистом, рассказал, что участки, застроенные жильем, но изолированные от города, быстро, в течение 20-30 лет, начинают деградировать. В качестве примера он привел квартал Нью-Йорка Morningside Hights, «практически брат-близнец Копосовской дубравы». «В начале 20-х годов район изобиловал парковыми территориями, кампусами, игровыми площадками и другими застроенными участками. К началу 1950-х годов он стал превращаться в трущобы, где обитают одни бомжи и наркоманы. Власти стали сносить восьмиэтажные дома. Но тогда район стал катиться ещё дальше», - пояснил Андрей Садовников. По мнению нижегородца, аналогичных историй – множество. Горожанин призвал присутствующих помешать тому, чтобы их район тоже стал депрессивным и, как он выразился, «превратился в днище».

Сотрудник судоходной компании «РечТурФлот» Олег Парфенов сообщил, что каждый год, проплывая на теплоходе мимо Копосовской дубравы, он чувствует, действительно, свежий воздух и даже не верит, что это Нижний Новгород. «Когда там будет построен этот «чудесный» микрорайон для малоимущих, как вы говорите (наверное, для таких «малоимущих» два миллиона за квартиру – не деньги), нарушится экология, из-за машин моментально испортится воздух», - добавил он и привел в качестве примера микрорайон «Седьмое небо», заставленный машинами. «Прибрежную территорию никто не убирает, люди там собираются, чтобы, простите, побухать, а мусорные контейнеры заполняются в выходные за полчаса. И здесь будет грязь, которая будет попадать в Волгу», - подчеркнул нижегородец. Он также добавил, что к 2017 году горожанам обещают построить низконапорную плотину в Большом Козино. «Вода поднимется как минимум на метр. Куда она будет попадать? Конечно, в Сормово», - заключил Олег Парфенов. По мнению горожанина, на улице Хальзовской дома одно-двухэтажные именно потому, что эта территория регулярно подтопляется, многоэтажное строительство там ни к чему.

Житель Сормовского района, пенсионер Михаил Лебедев рассказал, что затон Волги, вблизи которого планируется строительство, практически высох и зарос травой, а в зеленой зоне уже ведется строительство. «Там уже заборы поставили, пески двигают, рыба там гибнет. Смотришь на это и диву даешься: какому нормальному человеку это могло прийти в голову? Я в этой дубраве пацаном грибы собирал. В лугах щавель, дикий лук рвали. Жители Сормовского района выращивали в лугах овощи. Сейчас это все заброшено, куда ни пойди – кучи мусора! – возмутился он. – На берегу Волги построят не многоэтажные дома, а коттеджи для пришельцев, у кого денег немерено. И будут одни заборы: туда не попадешь, как на Горьковском море».

«Земли нет уже. Она везде чья-то»

Отвечая на вопросы присутствующих, директор департамента градостроительного развития Нижегородской области Александр Бодриевский рассказал, что под застройку выбираются лучшие территории – те, что расположены вдоль водоемов. «Когда говорят, что там будут продавать за большие деньги, что там добавится одна четверть-треть Сормовского района, - это неправда (население Сормовского района – 167 тысяч человек – NN.RU). Этот микрорайон хотят построить в том числе для расселения жителей ветхого фонда. Не построишь нового жилья – людей никуда не переселишь», - нравоучительно пояснил он, назвав территорию в районе Копосовской дубравы "болотом". Чиновник также указал, что региональное правительство обратится в областное Заксобрание, чтобы решить вопрос о выделении бюджетных денег на строительство.

Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов пояснил, что, когда создавался генеральный план развития Нижнего Новгорода, территорию заливных лугов обозначили зеленым, поскольку решили, что она застройщикам не нужна. «Сейчас земли-то нет уже. Она везде чья-то. Сейчас появляются инвесторы, которые готовы на территории, на которую не думали раньше заходить, подготовить и застроить. Она будет под комплексное освоение – сети, дома, дороги. Все оплатит инвестор», - подчеркнул он. Чиновник также отметил, что территорию, где планируется строительство, и заповедную Копосовскую дубраву разделяет целый километр. Он намекнул, что если сормовичи хотят получить метро, необходимо увеличить численность жителей Сормовского района. Сергей Попов усмотрел прямую связь между численностью населения и возможностью строительства метро. «Мы с вами сейчас обсуждаем гипотетическую возможность, - подчеркнул он, говоря об изменениях в генплан. – Ещё будут сделаны проектные работы, все это будет прорабатываться, поскольку это большая территория, потом опять будет выноситься», - пояснил он.

«У нас в Нижнем Новгороде существует программа переселения жителей ветхого фонда. На самом деле данная территория туда не входит. Администрация Нижнего Новгорода, Городская дума голосовала против решения комиссии по землепользованию о смене зонирования, - подчеркнул директор городского департамента градостроительного развития Андрей Тарарин. – С инициативой продажи этого участка с аукциона вышло областное министерство. Эти деньги поступят в областной бюджет, который тоже нужно пополнять». Александр Бодриевский уточнил, что территория, о которой идет речь, не разграничена, поэтому деньги придут и в городской бюджет.

Каргинская группа

Отдельным блоком на публичных слушаниях выступила группа сормовского перевозчика Дмитрия Каргина, участники которой выдвинулись на выборы по разным округам кандидатами в депутаты Гордумы (предприниматель прибыл на слушания после суда, который восстановил его в качестве кандидата на выборах). Перевозчик отметил, что чиновники, имеющие профессиональное образование, уродуют центр города точечной застройкой и сокращением зеленых зон. «Мы пришли к тому, что у нас вечная пробка в городе. То же – на Коминтерна. Вы считаете, что в эти двадцать лет правильно развивался город?» - спросил он. Получив утвердительный ответ от Александра Бодриевского, предприниматель сделал вывод: «Значит, нам с такой администрацией не по пути».

Житель Сормова Александр Бабаев напомнил о том, как горожане отстаивали Сормовский, Автозаводский парк. «Сейчас они хотят отобрать нашу дубраву. Засыплют озеро вдоль Волги. Поскольку они обязаны построить укрепительные сооружения, чтобы территория не затапливалась (это заливные волжские луга), - грунтовые воды будут идти к вам, потому что в Волгу они уходить уже не будут. У тех, кто живет в Копосове и имеет погреба, появится собственный «бассейн» в доме, - предположил он. – А что значит – не будет затронута Копосовская дубрава? Вы представляете себе стройку на 40 тысяч человек? От дубравы один щебень оставят для дорог». Сормович предложил организовать на территории предполагаемой застройки палаточный городок, чтобы не пускать туда строителей.

Елена Кузина подчеркнула, что чиновники должны исполнять волю народа, а не навязывать народу свою волю, и зачитала резолюцию общественных слушаний: «Мы, жители Сормовского района, протестуем против застройки территории в районе улицы Хальзовской. Эта территория всегда была местом отдыха, где прямой выход к Волге. На ней расположена Копосовская дубрава, известная со времен Козьмы Минина. При застройке этой территории будут уничтожены садовые участки сормовичей (урожай с них на протяжении 50 лет позволяет им иметь дешевые овощи, ягоды и фрукты). Мы требуем отменить решение инвестсовета Нижегородской области о застройке указанной территории. Мы заявляем, что начинаем сбор подписей, которые направим президенту России».

Антон Калинин обратился к членам президиума и кратко сказал: «Хочу обратиться к вам, но чтобы все слышали. Хотели народный маршрут отобрать – фиг. Хотели Каргина с выборов снять – фиг. Мы сделаем все возможное, чтобы вы там (показал как бы в сторону Копосовской дубравы – NN.RU) ни гвоздя не забили».

«Извините за грубость, бабло не отобьется»

Руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов отметил, что в генеральном плане, в районе волжской поймы, раньше имелся небольшой участок ЖМ-2 (зона многоквартирной среднеплотной, среднеэтажной застройки), вокруг которого оставили большую зеленую зону для отдыха. «Но потом выяснилось, что этот маленький кусочек под жилье никто не берет, потому что, извините за грубость, бабло не отобьется. А вот если прирезать к нему большой кусок – инвестор подведет к нему коммуникации и отобьет свои деньги», - пояснил он. Асхат Каюмов поинтересовался, почему именно сейчас властям потребовалось менять генеральный план Нижнего Новгорода. «Институт планировки города, который его делал, нам ерунду нарисовал? Так давайте с него денег назад стребуем!» - поддел он чиновников.

Руководитель экологического центра подчеркнул, что «целый километр от Копосовской дубравы» - это не расстояние для 40 тысяч человек, которые поселятся на берегу Волги. «Дубрава фактически превращается в прилегающий к микрорайону парк со всеми вытекающими последствиями. Постепенно эта территория будет вытоптана, дубы, естественно, погибнут, потому что такой нагрузки такой клочок земли не выдержит. Кто считал нагрузку на Копосовскую дубраву? Никто не считал. Согласно федеральному и областному законодательству, деятельность, которая может привести к гибели особо охраняемых природных территорий, недопустима», - подчеркнул Асхат Каюмов. По его словам, Волга – нижегородское достояние, поскольку единственный кусок реки, не заболоченный, не зарегулированный водохранилищами, - это участок от Городца до Балахны.

«Мы с вами за всю Волгу отвечаем», - добавил он.

Нижегородский орнитолог Алексей Левашкин рассказал, что ездит в Копосовскую дубраву, на заливные луга в течение десяти лет и изучает птиц. «В Нижнем Новгороде в последние годы тотально заливают бетоном последние участки, пригодные для их жизни. Болота, заливные луга являются такими же уникальными системами, как, например, лес. В городе должен быть баланс между строительством и сохранением зеленых территорий, - подчеркнул он. По словам орнитолога, на территории дубравы, а также заливных лугов живут представители краснокнижных видов птиц, которые охраняются федеральным законом. - Если строительство начнется в гнездовой период птиц, то будут уничтожены гнезда с кладками и птенцами. Взрослые особи навсегда покинут территорию. Копосовская дубрава будет затронута косвенно. Но поскольку рекреационная нагрузка возрастет, животные начнут уходить оттуда, растительность - вытаптываться, что, несомненно, приведет к деградации этой особо охраняемой природной территории», - объяснил нижегородец.

Свою позицию экологи, специалисты Русского географического, лесного, ботанического обществ изложили в заключении и попросили приобщить его к протоколу публичных слушаний. Асхат Каюмов также рекомендовал не переводить зону рекреации в зону жилой застройки, а, наоборот, перевести небольшой участок жилой застройки в зону рекреаций, чтобы получился единый зеленый массив.

Председатель попечительских советов парков Нижнего Новгорода Мария Попова предложила не только потребовать власти учесть мнение жителей по итогам публичных слушаний, но и вернуть право распоряжаться городской землей Нижнему Новгороду, поскольку в Уставе у городских властей такие полномочия есть. Случаи, когда право переходит региону, по России единичны: их всего пять, подчеркнула она.

Генерал-губернатор

Нижегородский журналист, сормович Алексей Волков напомнил присутствующим, что действующее законодательство лишило граждан права распоряжаться и принимать решения по важным вопросам. «Так получилось, что депутаты всех уровней, которых мы выбирали, приняли решение, что землей в Нижнем Новгороде фактически единолично распоряжается наш губернатор. Он же председательствует в инвестиционном совете и фактически принимает решение, где, что и кому строить, - отметил журналист. – Нам, простым людям, законодательство отводит только одну возможность: вот здесь подойти к микрофону и сказать. Законодательством общественные слушания не предполагают принятия какие-либо решений, резолюций. Сегодня власти просто говорят: «Мы решили».

По мнению сормовича, решили депутаты немало: засыпать волжскую пойму песком и построить жилой массив, для начала – 100 га на 40 тысяч жителей, а потом продолжить стройку по берегу Волги до самого Козино. «Под десятиметровым слоем песка будет похоронена уникальная экосистема, которая складывалась веками. Копосовская дубрава формировалась пятьсот лет, - подчеркнул Алексей Волков. – В ней растут деревья двухсотлетней давности. Уже обречены на уничтожение сотни видов трав, цветов, кустарников, деревьев, а также птиц, насекомых, зверей, рыб. Перед нами стоит перспектива полного уничтожения памятника природы». Со ссылкой на экологов журналист сообщил, что песчаная насыпь, необходимая для строительства жилья, приведет к нарушению сложившегося гидрологического режима экосистемы. Остановится движение грунтовых вод, что негативно скажется на будущем Копосовской дубравы – она, по сути, просто погибнет.

«Пойменные луга – это легкие Сормова, наш биосферный заповедник. Свежий волжский ветер несет сюда насыщенный кислородом воздух. Как известно, основные потоки воздушных масс идут сюда из города химиков. К ним примешиваются выхлопные газы автотранспорта – основного загрязнителя воздуха», - добавил Алексей Волков. Стена домов, построенная на берегу Волги, лишит район единственного источника чистого, свежего воздуха. Поступок чиновников, который отразится на жизни будущих поколений, сормович назвал бездумным. «О какой комфортной жизни можно говорить?» - возмутился он.

По мнению горожанина, район волжской поймы, о которой губернатор говорил как о замусоренном, грязном месте (на самом деле это не так - смотрите фотографии к этой статье), стал таким потому, что чиновники и надзорные органы не выполняли и не выполняют свою работу: территория заповедника не охраняется, по ней ездят на машинах, под деревьями жарят шашлыки, и многолетние дубы гибнут; мусор сваливают вдоль дорог, поскольку за это никого не наказывают. «Я бы хотел напомнить господам чиновникам из Нижегородского кремля, что в этом году отмечается 110 лет баррикадным боям в Сормове. Именно здесь 110 лет назад рвались артиллерийские снаряды, лилась кровь, погибали люди. Тогда, 110 лет назад, нижегородские чиновники тоже не захотели слушать народ. Учите историю, господа!» - посоветовал он.

Обсуждая решение властей, которое, собственно, уже принято, горожане неоднократно возвращались к проблеме автомобильных пробок, отсутствия виадуков, дорог (в том числе двухполосных - в сторону Балахны через Сормово), транспортных развязок, плохой работы общественного транспорта («Он у вас умирает после девяти часов»), нерасселенного ветхого фонда. Ответы на эти вопросы, злободневные, глобальные, по существу горожане так и не получили.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления