И вот новая история.
- На днях моя близкая родственница получила звонок. Очень вежливая девушка пригласила ее на бесплатное посещение медицинской клиники, — рассказал нижегородский предприниматель Юрий Кузьмичев. — И пожилая женщина пошла в медцентр уверенная, что идёт на обследование по государственной программе для пенсионеров, по крайней мере, в приглашении по телефону это прозвучало несколько раз.
Через два часа пребывания в клинике у женщины на руках оказался кредитный договор, по которому она оказалась должна в "Восточный банк" 174 740 рублей за двухгодичный абонемент в клинику «Эталон» на улице Короленко, 20. Сумма кредита была больше, чем пенсия пострадавшей за два года.
Юрий рассказал, что информацию о посещении клиники из родственницы пришлось вытаскивать клещами. И это неслучайно. По словам родственницы, пожилых посетителей прямо-таки программируют на то, чтобы они ничего не говорили своим более молодым близким. В разговоре звучат фразы: "Вы живите своей жизнью, а они пусть живут своей", "Они наверняка будут вас ругать, что вы покупаете платные медуслуги...", "Не слушайте никого!".
Но это все женщина поняла позже, спустя некоторое время. Когда женщина пришла в себя и вернулась в клинику, чтобы расторгнуть договор, ей сообщили, что единственный вариант – это принести справку о смертельном заболевании. И то, в этом случае ей пригрозили штрафом за расторжение договора. На замечание, что она не может осилить такой кредит, сотрудники «Эталона» предложили пожилой даме взять какую-нибудь подработку.
После этого женщина поделилась бедой с близкими. Вместе с ними она подъехала в банк с заявлением о расторжении, затем – в клинику.
- Вышел аккуратный и очень вежливый молодой человек и начал рассказывать о том, какие они хорошие и что мы зря на них наезжаем, - рассказал Юрий Кузьмичев. – Я ему говорю: «Дорогой, не надо рассказывать сказки. У тебя на стенде, где ты обязан держать всю информацию о себе, нет даже лицензии на оказание медицинских услуг». «Она у нас есть, просто находится в Министерстве…» — пытался оправдаться представитель клиники.
В качестве доказательства своей «чистоты», сотрудники "Эталона" даже показали видео с камер, на котором женщина подписывает договор. Но момент, где уговаривали взять кредит и где пострадавшей грозили штрафом за расторжение договора, оказалось незаписанным. «Гиппократы» сослались на профилактику камер.
- Задача центра – в первое же посещение уговорить клиента на двухгодичных курс услуг с оплатой вперед. И, что очень важно, загрузить в первое же посещение клиента максимальным количеством процедур, — делится своим наблюдением Юрий Кузьмичев.
— В договоре есть пункт о том, что если договор расторгается клиентом, он оплачивает уже оказанные услуги без скидок. Мне известны случаи, когда посетители умудрялись получить счет на 20 тысяч рублей за первое же двухчасовое посещение. При этом реальный прейскурант им заранее не показывается.
2 июня договор с клиникой был расторгнут, но не просто так.
- При расторжении клиника попытались заставить подписать пункт, что у нас к ним нет претензий, - отметил Юрий Кузьмичев. - Понятно, что работают тут очень грамотные люди с точки зрения переговоров. Пенсионера окружают такой заботой и такими правильно подобранными словами, что многие наши на них «ведутся». Мало того, я спросил свою родственницу: «Как ты это подписала?» Она ответила: "Я была уверена, что мне очень крупно повезло, что на самом деле это очень дорогая программа и только сегодня, только для меня ее делают такой дешевой". К сожалению, в городе работают десятки таких центров. Схема отработана до мелочей.
Юрий направил жалобы в Росздравнадзор, Министерство здравоохранения Нижегородской области и прокуратуру. Еще одну жалобу — уже на "Восточный банк" — мужчина направил в Центральный банк
- Я вижу явное нарушение «Закона о персональных данных» со стороны банка и медцентра, — пояснил Юрий. — Во-первых, медцентр на момент звонка с приглашением имеет в своем распоряжении номер сотового телефона и контактные данные потенциального клиента. Во-вторых, во время «бесплатного посещения» у клиента под разными предлогами получают паспортные данные и отсылают их на проверку кредитной истории в банк. Клиент до момента подписания договоров и не догадывается, что за два часа посещения центра его уже проверила служба безопасности банка. И, что очень интересно, одобрила больному пожилому пенсионеру кредит на два года в размере, превышающем его доходы за эти два года. Как такое возможно, в банке мне пояснить не смогли.
На момент публикации статьи ни один из органов не ответил на жалобы Юрия Кузьмичева. Редакция NN.RU со своей стороны также направила запросы в эти органы, с просьбой прокомментировать эту ситуацию и существование подобных центров в целом. Также корреспондент NN.RU позвонил в саму клинику «Эталон». Но там отказались что-либо комментировать, сославшись на отсутствие генерального директора.
Совет юриста
Если вы попали в аналогичную ситуацию, не спешите паниковать. Нижегородский юрист Тимур Валияров советует поступать по следующей схеме:
- пострадавший пишет заявление о расторжении в клинику.
- еще одно заявление о расторжении кредитного договора направляется в банк. В документе необходимо указать информацию о расторжении договора оказания услуг с клиникой.
- одновременно с этим не лишним будет написать претензии в прокуратуру, Роспотребнадзор, ЦБ и местную администрацию.
Далее клиника должна вернуть деньги в банк. Гражданину придется оплатить проценты за пользование кредитными средствами и обязательно взять в банке справку об отсутствии задолженности.