В издательстве «ДЕКОМ» вышла книга поэта и журналиста Игоря Грача из Нижнего Новгорода, который погиб на Донбассе этой весной.
В книге более 300 страниц — военная поэзия, лирика, отрывки прозы, драматургия, переводы с украинского поэмы Тараса Шевченко «Гайдамаки».
— Я читаю стихи. Удивительные, — поделилась впечатлениями от книги ее редактор-составитель Елена Чернова. — Я знала и понимала, что Игорь Грач — большой поэт. Но я не знала, насколько мощные есть у него стихи и поэмы. Я читаю стихи... И, значит, он жив. Он с нами. Как и был рядом, когда мы летом, не досыпая, собирали эту книгу...
Мама Игоря Валерия Борисовна решила, что книга будет дариться. Хотя несколько экземпляров «ДЕКОМ» взял в свои книжные магазины в Нижнем Новгороде и Москве.
— Гоша Грач, даже в том юном возрасте, когда мы с ним познакомились — а нам обоим тогда было лет по восемнадцать, — был явлением и сущностью сурово мужской, даже диковато-мужской, — на сто и больше процентов, — вспоминает поэт Марина Кулакова. — В нём было что-то от Тараса Бульбы, от казаков... и от врубелевского Пана, — в глазах, улыбке, говоре, повадках — мощное и ласковое, простое и скрытное одновременно... Еловое и осиновое, буреломное, уходящее в поле, в степь, к кострам. Не туристическим, а когда люди живут у костров, когда это единственная форма жизни. Он был будто скован жизнью городской, «цивильной», и в то же время неприкаян. Вот эта неприкаянность сквозила во всём и она была всегда, с самого начала. Хотя в стихах — любых — и ранних, и поздних — горькая прозрачность и ясность.
Иногда встречая его на Покровке в 90-е, Марина Кулакова думала о том, как он категорически не вяжется ни с какими офисами, ни с какой работой, ни с каким «зарабатыванием денег»... Он был ярким примером того, что жизнь в России, не говоря уже о литературном творчестве, никогда не исчисляется и не измеряется в денежных эквивалентах.
— Воинский — настоящий мужской, воинский — был его путь, — продолжает поэт. — Призвание и судьба Игоря — защитить и отстоять русский язык, русский мир — такой же, как его душа, — широколиственный, хвойный, огромный, степной, с вечными кострами. И с вечными вопросами. И потрясающими откровениями. Из цикла «Ничейная земля. Откровение Пересвета»:
... Упаси меня, Господь, уцелеть,
победителем вернуться с войны.
Мне страшны многопудовая лесть,
плеть тугая и вина — без вины,
и похмелье от победных медов,
и в душе на много лет — пустота.
Боль от ран, густая ненависть вдов,
и с разбойным кистенём — сирота.
И за старые победы — ответ
на пожарищах грядущих времян...
Упаси меня, Господь, от побед,
уложи в честной могильный курган.
Чтобы имя сохранили века
до того, как летописца рука
нацарапает бесстрастно-легко
на пергаменте: «А был ли такой?» ...
Ранее NN.RU сообщал, что Игорь Грач погиб на Донбассе 1 мая — на демонстрации от пули снайпера. «Мой отец в 2014 году уехал воевать за идеалы Русской весны, — написал его сын Ярослав. — И пусть я скептически относился к идеологии, которую он вызвался защищать, для меня его поступок был и остаётся героизмом и квинтэссенцией его характера, сильной воли и веры в то, что воевать за правду нужно до конца и любыми доступными средствами».
Фото: Facebook.com/maricula, Георгий Ахадов
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru».
Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.
Наслаждайтесь красивыми фото в нашем Instagram.